Темы: Суббота, Еврейский календарь, Шма Исраэль, Нохум Офман
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день,
А когда приходит шабат в Заполярье, Арктику и Антарктиду? Ведь, по идее, там 6 месяцев день + 6 месяцев ночь, солнечные сутки получаются равными году. Этот цикл имеет какое-нибудь отношение к 7 году?
Вопрос очень сложный и, насколько мне известно, нет общепринятого мнения, как нужно себя вести в этих местах. Поэтому очень желательно не находиться в этих местах во время полярной ночи или полярного дня. Непонятно не только, когда Шабат, но и когда наступает время чтения молитвы Шма, надевания цицит и тфилин.
В местах, немного удалённых от северного и южного полюса, весной и осенью солнце садится и встаёт и есть день и ночь, а зимой и летом там лучше не находится.
В книге респонсов «Диврей Яцив» (симан 108) эта тема разбирается подробно. Приводится спор мудрецов, существует ли понятие «день» без света солнца. Написано в Торе «И был вечер, и было утро — день один» и т.д. А солнце и луна были сотворены только на четвёртый день. Есть мнение, что можно отсюда сделать вывод, что «день» — это 24 часа, даже если нет света солнца. Есть мнение, что уже в начале Творения были созданы солнце и луна, а на четвёртый день они только заняли предназначенные им места. В соответствии с этим мнением, возможно, не может быть понятия «день и ночь», если солнце не садится и не встаёт.
В книге «А-Мор вэ-а-кциа» (Орах Хаим 344) написано, что, тот, кто находится в условиях полярного дня, должен отсчитать 7 дней по 24 часа, и седьмой «день» будет Шабатом. В соответствии с мнением, что существует понятие «день» без восхода и захода солнца, возможно, именно так нужно себя вести по закону Торы. Если же нет понятия «день» без восхода и захода солнца, то, возможно, во время полярного дня или полярной ночи, когда солнце вообще не садится и не встаёт, нет обязанности выполнять заповеди, связанные с определённым временем. Возможно, даже в соответствии с этим мнением необходимо соблюдать Шабат по постановлению мудрецов, так же, как в случае, когда человек находится в пустыне и потерял счёт дням. (Написано в Талмуде, что в таком случае нужно считать 7 дней и т.д.).
Насколько я понимаю, с 7-мым годом это не связано.
С уважением, Нохум Офман
Читайте: Еврейская Суббота
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Редакция Толдот
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Комментарии к молитве»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Ицхак Зильбер
Лишь в 18 веке немецкому физику Карлу Гауссу удалось вывести формулу вычисления даты еврейского календаря, выпавшую на определенную дату общепринятого. За тысячи лет до этого еврейский календарь абсолютно точно синхронизировался с солнечным в соответствии со знаниями, полученными Моше на Синае (и позднее записанными в Талмуде).
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Нохум Офман
Что учат женщины?
Рав Бенцион Зильбер
Что такое «тотафот»?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.