Темы: Гадание, Нохум Офман
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Я слышал о том, что мудрецы, благословенна память праведников, когда встречали ребёнка, спрашивали, что он сегодня выучил из Торы, и мудрецы по его выученным урокам решали дела (только те дела, конечно, где у них были сомнения). А можно ли, открывая Тору или ещё какие-нибудь святые книги, открывать страницу, и там, куда падает взгляд, есть ответ на вопрос (конечно, по тому делу, в котором есть сомнения, но не относительно заповедей Торы)?
Написано в Торе (Дварим 18, 13): «Будь непорочен (тамим – также целен, честен, доверчив) пред Господом, Б-гом твоим». Объясняет Раши: «Ходи пред Ним непорочно (честно, с доверием), и надейся на Него, и не пытайся узнать будущее, но все, что ни случится с тобой, принимай непорочно, и тогда будешь с Ним и уделом Его». Отсюда учат: запрещено «выведывать» будущее. Но в некоторых случаях есть исключения. В любом случае нельзя делать вещи, про которые не сказано в Законе, что делать их разрешено.
В Талмуде несколько раз упоминается, как говорили ребёнку: «Скажи мне стих, который ты учил». Есть спор ранних галахистов (ришоним), в какой ситуации это разрешено делать. Рамбам считает, что можно задать ребёнку вопрос, но нельзя что-либо решить или сделать на основании его ответа. Если ребёнок сказал стих, в котором содержится благословение, – это хороший знак, если же стих, содержащий проклятье, – это плохой знак. Но многие ришоним полагают, что в соответствии с ответом ребёнка можно принять некоторые решения или совершить некоторые действия/ отказаться от совершения каких-то действий. У Рамо (рабби Моше Иссерлеса) написано: «Можно сказать ребёнку: ‘Скажи мне стих, который ты учишь’» (Йорэ Дэа 179, 4).
Большинство поздних галахистов (ахароним) считают, что можно также совершить какое-либо действие в соответствии с ответом ребёнка. И объясняют это тем, что слова ребёнка являются «немного пророчеством» (кцат нэвуа – комментарий Сифтэй Коэн).
Про возможность решения вопросов на основании «гадания» по Торе, насколько мне известно, ни в Талмуде, ни в Шулхан Арухе не упоминается. В книге «Биркэй Йосеф» говорится, что можно открыть Танах и в соответствии с содержанием текста, на котором он откроется, решить, как себя вести и т.д. И называет это «попросить совета у Торы». Про другие книги, насколько мне известно, нигде ничего подобного не написано, поэтому так поступать нельзя.
Сказано в Мидраше: «Каждый, кто просит совета у мудрецов, избежит неудачи». Об этом нет никаких споров. Поэтому лучше всего вначале посоветоваться со знающим равом.
Рав Шимон Соскин
Как известно, астрология — это наука о влиянии небесных светил на жизнь людей. Она утверждает, что расположение звезд и планет в момент рождения человека определяет его способности, характер и судьбу в целом
Рав Нохум Офман
Что учат женщины?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Нохум Офман
Редакция Толдот
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Что значит «высчитывать времена»?
Рав Нохум Офман
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Пересказ Мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Шофтим»
Рав Нохум Офман
Если катается (без цели приехать) или ездит (с целью приехать)?
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
Гадание по руке не нарушает религиозных запретов на предсказание будущего, так как является серьезным делом, основанным на правилах и опыте, которые были проверены посвященными неоднократно
Рав Нохум Офман
Об этом можно прочесть в Беур Алаха
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.