Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что значит «изучать Тору, чтобы соединиться с Б-гом»?

Темы: Зоар, Каббала, Заповеди, Изучение Торы, Хасидизм, Связь с Творцом

Отложить Отложено

Шалом, уважаемый раввин! В книге «Ликутей Амарим Тания» (глава пятая) написано, что изучать Тору ради её самой означает изучать её для того, чтобы соединиться с Б-гом. Но что значит «соединиться с Б-гом»? Авраам

Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте, Авраам!

Спасибо за как всегда интересный вопрос. Сначала приведу цитату из «Тании»[i], о которой Вы говорите:

«И как написано в книге “Эц Хаим”[ii], врата 44, гл. 3: одеянием душ в Ган Эдене служат заповеди, а Тора служит пищей душам, которые в этом мире занимались ее изучением ради нее самой, и как написано в книге “Зоар”[iii], глава “Ваякель”, с. 210. А изучать Тору ради нее самой значит изучать ее для того, чтобы соединиться с Б-гом с помощью постижения Торы, и каждый это делает в соответствии со своими умственными способностями, как сказано в книге “При Эц Хаим”».

Прежде чем ответить на Ваш вопрос, приведу несколько предварительных замечаний:

  1. Изучение Торы ради нее самой — это очень высокий уровень, к которому следует стремиться всякому, кто ее изучает. И так говорят об этом наши мудрецы, благословенной памяти (Пиркей Авот[iv] 6:1): «Раби Меир[v] говорил: каждый, кто изучает Тору ради нее самой, удостаивается многого. Более того: ради него одного стоило создавать весь мир. Он называется другом [Всевышнего], тем, кого любит [Творец], любящим Всевышнего, любящим Его творения, доставляющим Всевышнему радость, доставляющим радость Его творениям и т.д.».

Поэтому вопрос, что значит изучать Тору ради нее самой, подробно обсуждается в наших книгах, и, как это часто бывает, есть несколько разных подходов к вопросу, как определить этот уровень и как его достичь. И в таком изучении выделяют несколько разных уровней.

Обычно же принято считать, что имеется в виду такая ступень, когда человек учится только для того, чтобы узнать, какова воля Творца, чтобы наилучшим образом выполнить данные нам заповеди. А «Тания» здесь говорит о другом аспекте изучения Торы ради нее самой, в свете сказанного об этом в книге «При Эц Хаим».

  1. Соединение с Творцом тоже является очень высоким уровнем служения Ему. Так сказано в Торе (Дварим 10:20): «Господа, Б-га твоего, бойся, Ему служи и к Нему прилепись, и именем Его клянись». Спрашивают мудрецы в Мидраше (Бемидбар Рабба 22), как можно прилепиться к Творцу. И отвечают, что человек может этого достичь, всячески помогая тем, кто посвятил себя изучению Торы.

Еще сказано в наших книгах, что соединение с Творцом достигается уподоблением Ему, то есть «развитием» в себе Его атрибутов: милосердия, доброты и т.п. А «Тания» здесь опять-таки открывает нам еще один, дополнительный аспект соединения с Творцом.

Теперь вернемся к Вашему вопросу. Он относится к концу пятой главы книги «Тания». Чтобы ответить на него, следует посмотреть, что сказано в этой книге выше — начиная с четвертой главы. Приведу вкратце основные моменты, которые имеют отношение к нашему вопросу.

В четвертой главе «Тании» сказано, что, согласно Зоару, «Тора и Всевышний, благословен Он, едины». И «Тания» объясняет: хотя Всевышний назван Эйн Соф (Бесконечный) и «мысль совершенно не постигает Его», в том числе — Его волю и мудрость, Он ограничил Свою волю и мудрость в 613 заповедях Торы и связанных с ними законах, в буквосочетаниях Танаха и в толкованиях мудрецов, чтобы человек мог постичь их и исполнить.

Поэтому Тору сравнивают с водой: как вода течет с высокого места в более низкое, так Тора опускалась с места славы ее — воли и мудрости Б-га — в процессе нисхождения миров, пока не облеклась в материальное и в проблемы этого мира, к которым относится большинство заповедей и законов Торы. И в сочетания материальных букв в книгах Танаха — чтобы всякая мысль, речь и действие могли ее постичь и облечься в нее.

Таким образом, заключает «Тания», хотя ни одно из творений не способно постичь больше, чем отблеск Б-жественного света, который так и называется — «сияние Шехины[vi]», Самого Б-га мысль способна постичь, лишь облекаясь в Тору и заповеди. Только тогда мысль постигает Самого Б-га и облекается в Него, ибо Тора и Творец едины.

И хотя Тора облеклась в материальные предметы нашего мира, единство, достигаемое через нее, можно сравнить с объятиями, когда человек обнимет царя. Его близость и привязанность к царю не меняются от того, что царь облачен в одно или несколько одеяний, ибо сам царь находится внутри них. То же самое — когда царь обнимает его рукой, хотя она также отделена одеяниями.

Далее, в пятой главе, «Тания» рассматривает процесс человеческого постижения. Она отмечает, что разум, постигая что-либо, схватывает познаваемое и объемлет его собою, и, таким образом, предмет постижения схвачен, объят и облечен разумом, который постиг его и осознал. Разум также облекается в познаваемое в тот момент, когда постигает его и объемлет собою.

Когда, например, человек ясно понимает какой-либо закон Торы, разум схватывает и объемлет его — и сам в то же время в него облекается. А поскольку этот закон — не что иное, как мудрость и воля Б-га, значит, разум постигает, схватывает и объемлет собой волю и мудрость Всевышнего; и разум также в них облечен. Это удивительное единство, которому нет подобного в мире.

И в этом неизмеримое превосходство заповеди изучения Торы над всеми другими заповедями. Так как через остальные заповеди Всевышний облекает душу Своим Б-жественным светом, а через познание Торы не только разум облекается в мудрость Б-га, но и Его мудрость проникает в разум познающего — в той мере, в какой он познает. И эта Мудрость объемлет собою всё, что человек может понять и постичь в Торе.

Иными словами, когда еврей изучает Тору, его душа удостаивается как бы обнимать Самого Творца — и удостаивается объятий также с Его стороны. Для этого Творец ограничил Свою бесконечную мудрость в словах Торы.

Говоря о Торе и праздниках («Ликутей Тора», глава Ръэ), раби Шнеур-Залман, автор «Тании», уподобляет такое постижение горению свечи. Чтобы извлечь свет из масла, нужно зажечь фитиль. Горит и светит масло, но его невозможно зажечь напрямую, без фитиля. Так и с Торой: изучая законы, вытекающие из заповедей, мы постигаем мудрость Самого Творца. Но ее невозможно постичь напрямую — вне законов и заповедей.

И об этом сказано (Мишлей 6:23): «Ибо заповедь — свеча, и Тора — свет». Например, еврей изучает закон, регламентирующий права и обязанности соседей в ситуации, когда забор, разделявший их дворы, упал (см. в трактате Бава Батра). Он постигает этот закон и запоминает его. И теперь может не только его воспроизвести по памяти, но и вывести из него другие законы по аналогии. То есть, этот закон становится частью его самого.

Но, с другой стороны, как мы видели выше, этот закон — мудрость Творца, которая чудесным образом спустилась с бесконечных духовных высот и облачилась в реалии нашей жизни. И мы видели, что Он и Его мудрость — едины. Из этого следует, что человек, изучивший этот закон, как бы соединился с Всевышним.

И теперь, говорит «Тания», на основе всего сказанного мы можем понять слова книги «При Эц Хаим»: изучать Тору ради нее самой — значит изучать ее для того, чтобы соединиться с Б-гом через постижение Торы.

В заключение напомним, что сущность Всевышнего непостижима и наша душа, которая, по словам той же «Тании», является частью Его, соответственно, тоже непостижима. Следовательно, понять сущность соединения с Творцом, которое, разумеется, происходит на духовном уровне, тоже не представляется возможным. Но, хотя мы и не понимаем сущности этого соединения, само его описание в книге «Тания» призвано показать человеку, насколько важно каждое слово Торы, которое он изучает, и таким образом побудить его к более усердному изучению.

С уважением, Менахем Эпель


[i] «Тания» — книга раби Шнеура-Залмана из Ляд, в которой содержится последовательное систематическое изложение доктрины ХАБАДа.

[ii] Раби Хаим бар-Йосеф Виталь (5303-5380 / 1543-1620, Цфат — Египет — Иерусалим — Дамаск) — один из величайших каббалистов всех поколений, ученик Рамака и Аризаля. В книгах «Эц Хаим», «При Эц Хаим» и др. изложил тайны Торы, переданные ему Аризалем.

[iii] Сефер А-Зоар — «Книга Сияния», центральный труд Каббалы, тайного учения иудаизма. Согласно Традиции, большая часть книги составлена великим мудрецом времен Мишны раби Шимоном бар-Йохаем.

[iv] Пиркей Авот — последний из девяти трактатов четвертого раздела Мишны, раздела Незикин («Ущербы»). Представляет собой сборник изречений танаев — мудрецов Мишны, живших между 3 в. до н.э. и 3 в. н.э. Основное содержание трактата — этическое учение. В Талмуде (Бава Кама 30а) сказано: «Тому, кто хочет быть праведником, надо поступать согласно трактату Авот».

[v] Раби Меир, известный как Бааль а-Нес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны, ученик раби Акивы, входивший в число самых известных еврейских ученых после разрушения Храма (Эрец-Исраэль, Вавилония).

[vi] Шхина — Б-жественное присутствие.

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.