Темы: Исправление, Природа, Благословения, Безопасность, Сердце
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые раввины, на фоне последних разрушительных землетрясений есть много разговоров на эту тему. Слышал, что в иудаизме есть даже специальное благословение на землетрясение и другие необычные природные явления. Марк
Уважаемый Марк,
Большое спасибо за Ваш вопрос. Действительно, есть специальные благословения на землетрясение, гром, молнию, ураган и т.п.
Благословение на землетрясение
Обычно большую часть жизни человек проводит при более-менее постоянном порядке природных явлений. Солнце встает и садится, времена года сменяют друг друга в установленном порядке и т.п. Всё так стабильно и размеренно, что у человека может возникнуть заблуждение: всё это происходит «само по себе», без постоянного Б-жественного участия.
Однако иногда случаются природные катаклизмы, которые «выводят» нас из обычного хода вещей. Важно помнить, что и эти катаклизмы происходят по воле Творца и призваны помочь нам исправить свои действия и напомнить о существовании Творца. Так, Талмуд (Брахот 59а) говорит, что гром был создан, чтобы исправить «изгибы» в сердце человека.
Чтобы такие события не прошли бесследно мимо нашего сознания, мудрецы установили специальные благословения на природные явления, выходящие за пределы обычного хода вещей.
Вот благословение на землетрясение:
ברוך אתה ה' אלוקינו מלך העולך, עושה מעשה בראשית.
(Барух Ата, а-Шем Элокэйну, Мелех а-Олам, Осэ маасе берешит).
Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Царь вселенной, Творящий мироздание.
Можно также произнести и другое благословение:
ברוך אתה ה' אלוקינו מלך העולך, שכוחו וגבורתו מלא עולם.
(Барух Ата, а-Шем Элокэйну, Мелех а-Олам, ше-Кохо у-Гвурато мале олам).
Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Царь вселенной, сила и могущество Которого наполняют мир.
Благословение произносят, даже если почувствовали легкие толчки, — либо в момент самого землетрясения, либо через 2-3 секунды после него. Если не успели произнести в течение этого времени и землетрясение закончилось, то произносить благословение уже не надо.
Понятно, что во время землетрясения в первую очередь нужно позаботиться о спасении жизни людей и для этого — выполнять предписания службы тыла. Так что, если существует опасность для жизни, тому, кто не помнит благословение наизусть, не стоит в первую очередь бежать за Сидуром (молитвенником) и искать, что именно надо произносить. Первым делом необходимо найти безопасное убежище для себя и семьи.
Землетрясение в Иерусалиме
В Шульхан Арухе[i] (Орах Хаим 676:4) сказано: если было землетрясение, устраивают общественный пост. Интересно, что в книгах некоторых галахических авторитетов (знатоков еврейского Закона) говорится, что в Иерусалиме не принято устраивать такой пост. Дело в том, что существует предание: в Иерусалиме землетрясение не принесет вреда (При Адама, Законы поста 2:12, основано на «Авот дэ-Раби Натан»[ii] 35:1).
Каф а-Хаим[iii] (676:26) упоминает землетрясение, которое произошло в Иерусалиме в 1927 году. Он пишет, что было много чудес и потому никто из еврейского населения не пострадал.
Благословения на гром и молнию
Гром и молния также являются природными явлениями, выходящими за рамки обычного хода событий. На них также произносят специальные благословения, которые мы привели и выше.
Когда видят молнию, говорят:
ברוך אתה ה' אלוקינו מלך העולך, עושה מעשה בראשית.
(Барух Ата, а-Шем Элокэйну, Мелех а-Олам, Осэ маасе берешит).
Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Царь вселенной, Творящий мироздание.
Когда слышат гром, говорят:
ברוך אתה ה' אלוקינו מלך העולך, שכוחו וגבורתו מלא עולם.
(Барух Ата, а-Шем Элокэйну, Мелех а-Олам, ше-Кохо у-Гвурато мале олам).
Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Царь вселенной, сила и могущество Которого наполняют мир.
Поскольку скорость света больше скорости звука, то часто мы сначала видим молнию, и тогда на нее нужно произнести благословение. А затем слышим гром, на него также нужно произнести благословение. Т.е. в таком случае мы благословляем два раза.
Если слышим гром и видим молнию одновременно, произносим одно благословение — «…Осэ маасе берешит».
Если видели только молнию или даже не саму молнию, а только ее отблеск, благословение произносят.
Если слышали только гром, благословение произносят.
Благословлять нужно либо в тот момент, когда видим молнию или слышим гром, либо через 2-3 секунды после этого.
Если эти явления — «в рамках» одной грозы, то благословения на гром и молнию произносят только один раз. Если тучи разошлись и небо прояснилось, а потом снова собралась гроза и мы снова видим молнию и слышим гром, нужно благословить повторно.
Если сегодня на гром и молнию произнесли благословения, а назавтра снова слышат гром и видят молнию, то и благословение снова произносят.
Заключение
Мы выяснили, какие благословения произносят на различные природные явления. А теперь, мы должны постараться исправить свои действия и молиться, чтобы у Всевышнего не было необходимости напоминать нам о Своем присутствии с помощью природных катаклизмов.
С уважением, Яков Шуб
[i] Шульхан Арух — самый авторитетный кодекс еврейского Закона. Составлен раби Йосефом бар-Эфраимом Каро (Мехабер; Маран; 5248-5335 / 1488-1575; Испания — Португалия — Турция — Эрец-Исраэль), величайшим законоучителем всех поколений.
[ii] «Авот дэ-раби Натан» — дополнение к Пиркей Авот, составленное, согласно Традиции, раби Натаном а-Бавли, кодификатором Мишны.
[iii] Раби Яаков-Хаим Софер (Каф а-Хаим; 5627-5699 / 1867-1939, Багдад, Иерусалим) — выдающийся законоучитель и каббалист. «Каф а-Хаим» — его основное галахическое сочинение, комментарий на раздел Шульхан Аруха «Орах Хаим». По каждому вопросы он подытожил мнение большинства авторитетных законоучителей и предложил свое решение. Привел каббалистические обоснования многих законов и обычаев.
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Натан Агрес
Души всего человечества происходят от души Адама?
Рав Зеев Урман
Как встретились израильский и американский еврей, и что из этого вышло. История о Провидении.
Рав Зеев Урман
А что будет именно с МОИМ сознанием, памятью, ощущением себя?
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
В основе запрета на убийство лежит известное библейское положение о том, что человек создан по образу и подобию Всевышнего. Поэтому убийство - не что иное, как дерзкий и открытый бунт против Творца.
Рав Яков Гельфман
А зачем все эти острова, снежные вершины и березовые океаны? Только для прожигателей жизни?
Рав Реувен Куклин
Этот мир — единое тело?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Эльяким Залкинд
Почему необходимо изучать Талмуд? Ведь без чужих мнений сердце более открыто Создателю?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Овадья Климовский
Кому вернуть украденное?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.