Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему первой заповедью, которую евреи получили, было освящение нового месяца?

Темы: Время, Заповеди, Святость, Египетское рабство

Отложить Отложено

Почему первой заповедью, которую получили евреи, было Новомесячье? Арик

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Арик,

Большое спасибо, что обратились к нам.

Вы отмечаете очень интересный момент. Действительно, первой заповедью, которую евреи получили как народ после выхода из Египта, была именно заповедь об освящении нового месяца.

Заповедь освящать новый месяц лежит в основе нашей календарной системы, она необходима для поддержания и функционирования многочисленных элементов нашей Традиции.

Все знают, как важно первое впечатление — оно зачастую во многом определяет и формирует дальнейшие отношения. Еврейский народ, только что вышедший из Египта, еще не полностью сформировавшийся и не посвященный во все детали Б-жественной мудрости, сразу же получает от Всевышнего такую непростую заповедь.

Почему же Всевышний для «первого знакомства» выбрал именно ее?

Сфорно[i] (комментарий к Бо 12:2) отмечает: выход из Египта был отправной точкой в формировании еврейского народа. В этот момент евреи из египетских рабов трансформируются в свободных людей. Сущность раба — быть постоянно подчиненным воле хозяина. Он лишен возможности контролировать свое время, составлять себе расписание. Именно поэтому в давние времена, кнаанский раб, находящийся во владении еврея, который по Закону обязан выполнять заповеди, тем не менее освобожден от заповедей, связанных со временем.

Возможность распоряжаться своим временем — это то, что кардинально отличает раба от свободного человека. Поэтому весьма символично, что, как только мы стали свободными и получили право самостоятельно контролировать свое время, Всевышний дает нам заповедь, свидетельствующую о святости самого времени.

То, насколько правильно мы распоряжаемся своим временем и контролируем его, в большой степени показывает, насколько мы действительно дорожим своей свободой. Многие люди задыхаются из-за плотного графика, не имея возможности остановиться и правильно расставить приоритеты, выделить необходимое время для семьи и духовного роста.

Более того. Статистические данные о том, сколько времени обычный современный человек ежедневного проводит в интернете, соц. сетях и т.п., ужасают и удручают. Это наглядно свидетельствует, насколько мы являемся «рабами» своих гаджетов, насколько неспособны быть хозяевами своего времени, остановиться в нужный момент…

Способность остановиться и сделать обдуманный выбор, решив, «что важно для меня в этой жизни», и начать тратить свое время именно на важное, — это и есть основополагающий выбор стать свободным человеком.

Возвращаясь к заповеди освящения нового месяца, отметим, что на иврите слово «месяц» — ходэш — однокоренное со словом хадаш — «новый», «новизна». Поэтому время в иудаизме символизирует также возможность обновления.

Сфат Эмет[ii] объясняет слова, сказанные мудрейшим из людей — царем Шломо (Коэлет 1:9): «…ничего нет нового под солнцем». Т.е. возможность осуществлять обновление, создавать новое уходит своими корнями во что-то большее, чем то, что есть «под солнцем», что-то, выходящее за границы природы.

Вместе с заповедью освящения нового месяца еврейский народ получил и эту «неестественную» способность обновляться и обновлять.

Творчество является немаловажной темой в иудаизме. Создавая новое как в духовной, так и в материальной сфере, человек уподобляется Творцу, Который создает и поддерживает наш мир.

Нецив[iii] в своем комментарии к Торе (к Шмот 34:1) пишет, что в определенном смысле вторые Скрижали были «тяжелее» первых. Ведь, в отличие от первых, на которых законы Торы были ясно зафиксированы, вторые Скрижали требовали усилий человека — для того чтобы прийти к правильному пониманию.

Но ведь не каждый из нас способен делать открытия в Торе или даже в другой сфере, изобретая нечто новое, создавая музыкальные композиции или художественные шедевры?

Ответ на этот вопрос достаточно прост. Зачастую мы не совсем правильно понимаем концепцию «нового». Наши мудрецы учат, что «новое» — это не обязательно изобретение. Каждый из нас на протяжении дня выполняет множество заповедей и других действий. Часто мы действуем на автопилоте, совершенно не задумываясь над тем, что делаем. Остановившись и обдумав, «что я делаю», совершая действия с необходимым намерением, мы добавляем к действию индивидуальное осмысление и переживание — это и есть «новое». Иными словами, осмысленное переживание своих действий также является изобретением и творчеством.

Теперь легче понять, какой драгоценный дар мы получили от Всевышнего вместе с заповедью освящать новый месяц.

С уважением, Яков Шуб


[i] Раби Овадья бар-Яаков Сапорно (Сфорно; ок. 5230-5310 / ок. 1470-1550, Италия) — знаменитый комментатор Писания.

[ii] Раби Йеуда-Арье-Лейб бар-Авраам-Мордехай Алтер из Гуры (Сфат Эмет; 5607-5665 / 1847-1905, Польша) — выдающийся знаток Талмуда и хасидский наставник. «Сфат Эмет» — его комментарий к Пятикнижию.

[iii] Раби Нафтали-Цви-Йеуда бар-Яаков Берлин (Нецив из Воложина; 5577-5653 / 1817-1893 Белоруссия) — глава Воложинской ешивы, один из духовных лидеров поколения. Автор знаменитых комментариев: «Аамэк Шеэла» к книге «Шеилтот дэ-рав Ахай Гаон», «Аамек Давар» к Торе, «Мэромэй Садэ» к Талмуду.

Материалы по теме

Понятие времени в свете толкования традиционных текстов

Рав Мордехай Кульвянский

Впервые слово «время» (зман) появляется в Танахе в книге «Коэлет»: «Для всего есть время, для каждой вещи — срок под Небесами». Достойно удивления, что все пять книг Торы, книги пророков, псалмы, Ийов, Хроники (!) обходились без слова «время». Конечно, есть годы, месяцы, дни и ночи и даже часы, связанные с движением светил, а понятие времени — только в «Коэлет». Несомненно, это великая новость, осознать которую нам мешает только то, что мы уже давно живем в мире, в котором это слово сказано.

Сколько лет евреи были в рабстве?

Рав Овадья Климовский

Какие годы правильные?

Раби Леви-Ицхак из Бердичева

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

...«Доброе утро, Владыка Вселенной! — обращался он на идиш к Творцу. — Я, Леви-Ицхак, сын Сары, из Бердичева, от имени Твоего народа вызываю Тебя на суд! Что Ты имеешь против Своего народа?! Что Ты насел на Свой народ?!…Я, Леви-Ицхак, сын Сары, из Бердичева, говорю: “Не сойду с этого места, пока не прекратятся бедствия народа Израиля, пока не придет избавление!”».

Бесконечная цепь 9. 613 заповедей

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.