Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

В чем различие между «святым» и «назореем»?

Темы: Запреты, Вино, Предназначение, Назир, Святость, Самосовершенствование

Отложить Отложено

Здравствуйте! Скажите, в чем разница между словами «кадош» и «назир»? И то, и то — посвящение Богу. Понимаю, что назореи — это более особое посвящение, а к святости призваны все. В чем разница самих слов? Благодарю. Анастасия

Отвечает рав Арье Гальчук

Здравствуйте, Анастасия!

Вы совершенно справедливо заметили, что назир (назорей) — это особое посвящение, а к святости призваны все. Действительно, Тора говорит нам (Ваикра 19:2): «Святыми (кдошим) будьте». А стать назиром — добровольное решение человека, его личный обет Б-гу.

Верно и то, что слова эти близки по значению. И всё же есть небольшое различие. Слово «назир» означает «отделенный», «отстраненный». Как, например, в словах пророка Йешаягу (1:4): «отступили назад» — назору ахор. Или же (Ваикра 22:2): «Скажи Аарону и сынам его, пусть они воздержатсявэ-иназру — от святынь сынов Израиля…»

Назир добровольно отстраняется, воздерживается от того, что не запрещено всем остальным: он не стрижется, не пьет вино, не посещает кладбище и не пребывает в одном помещении с мертвым. Не всегда такое поведение является оптимальным. Мудрецы в трактате Назир (19 б) говорят, что порою назира можно назвать даже «грешником». «Мало тебе того, что запретила Тора, ты выдумываешь для себя новые запреты!»

И, всё же, иногда такое поведение жизненно необходимо человеку. Например, если он чувствует непреодолимую тягу к вину и знает, что эта слабость может привести к самым безобразным последствиям. И тогда он берет на себя обет назорейства, запрещая себе вино и всё, что с ним связано. Если это его стремление искреннее, вызвано желанием приблизиться к Творцу, такого человека определенно можно называть «святым».

Слово же кадош (святой), в свою очередь, означает «выделенный», «предназначенный». В русском языке есть похожее слово — «посвященный». Если человек «кадош», значит, он посвящает себя и все свои действия служению Творцу. Он не создает для себя новых запретов, но старается «освятить» все свои действия, вдохнуть в них разум и привести в соответствие с духом и буквой Закона и волей Творца. И тогда любые его действия, даже такие простые, как сон, еда, питье, становятся «святыми», и сам он становится «святым».

Один раввин часто повторял, что слово кадош означает также «причастный». Человек, которого можно назвать «кадош», причастен к этому миру и ко всему, что в нем происходит. Он не равнодушен, не замыкается в себе, но способен увидеть других людей, понять, что их заботит. Именно поэтому рядом со словом «кадош» (святой) часто стоит слово барух (благословенный) — святость приносит в наш мир благословение.

Ведь, посудите сами, Б-г поместил нас в этом мире не для того, чтобы мы от него убегали. Скорее, наоборот: Он хочел, чтобы мы освятили этот материальный мир, сделав его более духовным. И если человек живет, пытаясь понять и исполнить волю Творца, он совершенствует себя — и вместе с ним совершенствуется мир, который его окружает. В этом предназначение человека.

С уважением, Арье Гальчук

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.