Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как реагировать, когда окружающие начинают упрекать в том, что я хорошо живу?..

Темы: Богатство, Ненависть, Зависть, Запреты, Заповеди, Ицхак, Хесед, Самосовершенствование

Отложить Отложено

Доброе время суток! Мой вопрос таков: как реагировать, когда окружающие, в особенности, те, кого подпускаешь к своей жизни, начинают упрекать в том, что я хорошо живу?.. Так поступают, конечно же, не все, но есть такие люди тоже, и их немало.

Не хочется грубо реагировать на такое. Так, получается, нужно скрывать всё от таких людей, избегать общения? Чаще всего это родственники…

Речь идёт о материальном благополучии, о хорошей работе, об отдыхе, да практически обо всем благополучии, которое есть, хотя оно тоже не падает с неба… Подскажите, как поступать в такой ситуации правильно. Не хочется враждовать с людьми и пробуждать ненависть к себе. Благодарю за внимание. N.

 

Отвечает рав Нахум Желязник

Здравствуйте, N.!

Спасибо за замечательный вопрос!

По-видимому, «Что делать, когда окружающие начинают упрекать, что хорошо живу?» следует понимать как «Что делать и как реагировать на проявления людской зависти?»

Прежде всего, Вы абсолютно правы: не ссориться. Зависть не должна стать поводом для вражды. Мир с родственниками ценен, его надо беречь. Наш вопрос: что делать и можно ли подобное предотвратить?

Зависть плиштим[i]

Зависть окружающих — не новое явление. Так, наши праотцы были небедными людьми, Б-г наделил их большим богатством. А окружающие завидовали.

Тора (Берешит 26:12-22) рассказывает об отношениях нашего праотца Ицхака и народа, среди которого он жил:

«12. И посеял Ицхак на той земле и собрал он в том году стократно; и благословил его Господь. 13. И великим стал муж, и возвеличивался все больше, пока не стал чрезвычайно великим. 14. И были у него стада мелкого скота и стада крупного скота, и хозяйство большое; и завидовать стали ему пелиштим. 15. И все колодцы, выкопанные рабами его отца, в дни Авраама, его отца, засыпали пелиштим и заполнили их землей. 16. И сказал Авимелех Ицхаку: Уходи от нас, ибо ты окреп у нас премного. 17. И ушел оттуда Ицхак, и станом расположился в долине Гераp, и поселился там. 18. И вновь Ицхак откопал колодцы водные, которые выкопали в дни Авраама, его отца, и засыпали их пелиштим после смерти Авраама. И дал он им имена как имена, которые дал им его отец. 19. И копали рабы Ицхака в долине и нашли там колодец ключевой воды. 20. И спорили пастухи Гeрара с пастухами Ицхака, говоря: Наша вода! И нарек он колодцу имя “Эсек”, ибо они вели тяжбу с ним. 21. И выкопали другой колодец, и спорили также о нем, и он нарек ему имя “Ситна”. 22. И перенес оттуда (свой стан), и выкопал другой колодец, и не спорили о нем, и он нарек ему имя “Реховот” и сказал: Ибо ныне простор дал нам Господь, и мы размножимся на земле».

Как поступал Ицхак? Он не ругался, не мстил, а молча уходил и выкапывал себе новый колодец. Всеми силами старался избежать конфликта. Так и нам сегодня, столкнувшись с проявлениями зависти, стоит промолчать, не заметить, сгладить. Если есть возможность — отреагировать с юмором, разрядить обстановку.

Чья проблема?

Если честно, то зависть — это проблема завидующих, а не того, кому завидуют. Вот эти родственники должны были бы задать вопрос: «Что делать? Помогите! Такая у нас родственница есть успешная, ну никак не можем побороть свою зависть. Спасайте, зависть портит нам жизнь!» (Почему-то пока что родственники молчат. По-видимому, не осознали еще всю тяжесть своей ситуации.) А сам человек — предмет зависти, — в принципе, ни в чем не виноват, имеет полное право продолжать получать удовольствие от заработанных (с Б-жьей помощью) средств[ii].

Это — по букве закона. Однако большое преимущество человека и более высокий нравственный уровень — стараться предотвратить, насколько это возможно, возникновение зависти в наш адрес.

Об этом пишет автор «Орхот Цадиким»[iii] (в главе «Зависть»): «Древние мудрецы молились: “Да не позавидуем другим, и да не позавидуют нам” (Йерушалми Брахот 4; 2). Почему, молясь о других, они просили именно об этом? Ибо в этом суть: многие люди побуждают (других) к тому, чтобы им завидовали. Надевая красивую одежду и не давая ближнему от своего, они побуждают к тому, чтобы им завидовали и желали их имущества. Потому-то мудрецы и молились о других, — дабы не привести их к зависти».

И автор «Орхот Цадиким» продолжает: «Вот почему добрым поступком будет, если человек не наденет слишком красивую, роскошную одежду; ни сам, ни жена его, ни дети его! То же касается еды и прочего, — дабы другие не завидовали ему».

Иными словами, следует, по возможности, скрывать свои достижения и богатство. Не показывать, не выделяться. Во-первых, выигрываем хорошие отношения с окружающими. Во-вторых, иди-знай, а вдруг некто возжелает наш «Ягуар», например, да так сильно, что постарается заполучить его. А это уже совсем плохо — нарушение заповеди «Лё тахмод», «не возжелай». Получится, что мы (косвенно) привели еврея к нарушению запрета Торы.

Б-г велел делиться

Еще один совет дает автор «Орхот Цадиким»: тот, кто богат, должен делиться. Бывает, что «богатый дядюшка» никак не замечает, ну, в упор не видит своих близких. Будто они не существуют. А потом жалуется на зависть. Ведь это нормально, что люди ожидают от «богатого» более существенных подарков, чем от «простых смертных». Ожидают также помощи в час нужды.

Конечно, во всем должна быть верная пропорция, не надо раздавать все деньги бедным родственникам. Но важно стараться, чтобы другим было хорошо вокруг нас, как пишет «Орхот Цадиким»: «А тот, кого Создатель наделил богатством, пусть даст бедным и несчастным от богатства своего, пусть мягок будет в обращении с ними, пусть оказывает им добро и милость».

Достаток — это тоже испытание. Богатому человеку следует учиться правильно играть свою роль и грамотно распоряжаться тем, что Всевышний ему дал. Верное отношение к имуществу — «Это не всё мое, это Б-г вручил мне, чтобы передать часть другим в соответствии с законом Торы» — поможет избежать многих неприятностей.

С уважением, Нохум Желязник


[i] Филистимляне (плиштим) — древний народ, который жил вдоль морского побережья в юго-западной части Земли Кнаан. Долгое время плиштим являлись соседями народа Израиля. Многие эпизоды борьбы между филистимлянами и евреями описаны в Танахе, например, история Шимшона (Самсона) или боя Давида с Гольятом (Голиафом), богатырем из войска филистимлян. 

[ii] По сути, в «хорошей» жизни нет ничего предосудительного, если она не мешает соблюдению законов Торы. Наоборот, желание Творца — чтобы человек получал радость от жизни, в том числе — и от материальной стороны жизни. Другое дело, что зачастую погоня за достатком становится причиной отхода от Торы, поэтому нам следует быть очень аккуратными в этой области (Н.Ж.).

[iii] «Орхот Цадиким» — трактат неизвестного автора эпохи средневековья, классическое произведение еврейской этики. В книге подробно разбираются различные человеческие недостатки и способы избавления от них, а также человеческие достоинства и пути их приобретения.

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.