Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Убивая и разрушая в компьютерных играх, мы нарушаем заповеди?

Темы: Запреты, Война, Идолопоклонство, Заповеди, Убийство, Компьютер, Изучение Торы, Разврат, Игра

Отложить Отложено

Здравствуйте. Б-г Властен над всем. Мы, люди, подобные Ему, способные к разумению добра и зла и созданию невероятного, можем создавать и разрушать то, что сами создали. Компьютерные игры, виртуальный мир, одновременно отдаленный, но сильно похожий на «реальный» (ощутимый нами) мир, в котором убивают, разрушают...

Вселенная. Люди могут создавать подобное (доступное их разуму), и они властны над своим созданием, даруя или забирая (подобно гончару, работающему над глиняным кувшином)... Но первоочередно Властен над всеми Б-г.

Заповеди — «правила». Убивая и разрушая в компьютерных играх, так или иначе, «свои создания», прообразы созданий Б-га, нарушаем ли мы «правила»? Ведь зачастую, делая это, ощущаешь настрой и эмоции, очень похожие на реальные. Ведь делать подобное в «реальной» жизни с очевидностью противоречит «правилам». Данил

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Данил!

Вы задаете интересный вопрос.

Прежде всего, понятно, что созданный в компьютерных играх виртуальный мир таковым и остается, вместе со всеми его обитателями. Поэтому, разрушая и убивая там, человек в реальности ничего не изменяет и никого не убивает. Заповедь «не убий» запрещает убивать того, кто существует в действительности, а не в воображении или на компьютерном экране.

В то же время Вы верно замечаете: зачастую, разрушая то, что находится в виртуальном мире, человек испытывает настрой и эмоции, похожие на те, которые были бы и в реальности. «Бей его!!!», «Вот тебе!!!», «Как я его!..», «Круши!» Разве это не чувства агрессора и разрушителя?

Тем более что о реальном убийстве уже не раз говорили: самое ужасное его последствие, на самом деле, — не гибель невинного человека. Ведь миром управляет Б-г, и если бы тому человеку было рано умирать, Б-г не допустил бы его гибели. Дело в другом: у убийцы не было разрешения на это действие, с его точки зрения жертва была невинной. Поэтому для него это страшный поступок, который ожесточил и изуродовал его душу. Он стал убийцей. (И потому возможно раскаяние в убийстве и исправление этого поступка, хотя убитого уже не воскресить, — можно исправить душу убийцы.)

Значит, хотя формально грех — только лишение кого-то жизни, в принципе, преступным является и ожесточение души убийцы, которое приходит в результате убийства. А в таком случае, не является ли разрушение и убийство в компьютерных играх «тренировкой» для потенциального убийцы, не развивает ли агрессию и жестокость?

По идее, да. И в этом плане, пусть формально это и не грех, назвать такое занятие полезным тоже трудно — и это даже не учитывая проблему пустой траты времени при компьютерных играх.

Но есть еще один нюанс.

О трех самых тяжких грехах, в число которых входит убийство — наряду с идолопоклонством и развратом, — можно сказать: все они являются не просто неправильными действиями, но и направлением в неправильное русло энергии, которая может — и должна! — использоваться правильно.

Конкретнее, все эти грехи — «прорывы» не туда. Прорыв «стены», «плотины» внутри человека, его оболочки, и бурное и экстатичное сближение с некой силой или человеком, прониковение. А оно может быть правильным и неправильным. С Б-гом — или идолом или ложной идеей. Со своей парой или с тем, с кем не следует.

И убийство тоже прорыв оболочки — тела человека — и проникновение в него, но губительное, мечом. В определенных случаях (например, если речь о маньяке) убийца тоже испытывает своего рода экстаз и упоение, выброс энергии, не может остановиться.

Есть в святом языке еще одно слово — пгиа, которое означает и встречу с человеком, и встречу с Б-гом, то есть молитву, служение (так толкуют мудрецы «встречу Яакова с Местом», Берешит 28:11), и убийство человека — тоже «встречу», смертельную. А также и нанесение травмы в третьей из обсуждаемых сфер.

Но тогда, как и при других грехах, должно быть и правильное использование этой энергии. Какое же?

Возможно, «поразить» не мечом, а аргументом и идеей. (И, если очень хочется, указать пальцем — вместо того, чтобы ткнуть мечом. «Вот!»). Ведь бурные обсуждения и споры о Торе называются мильхамта шель Тора — «война Торы». Как «война — двигатель прогресса», так и «конкуренция ученых умножает мудрость» (Бава Батра 21а). Да, человек создан с жаждой самоутверждения, но все-таки бывают войны, где и проигравший может выиграть новое знание и понимание, если только готов поступиться гордостью и быть «сраженным» идеей (впрочем, «победителю» не следует вести себя высокомерно).

Само постижение Торы, решение какого-то вопроса часто также представляет собой «прорыв»: после долгих мучительных попыток понять и ощущения, что «зашел в тупик», вдруг осеняет идея — и падают стены, создававшие этот «тупик», открывая простор для продвижения. Поэтому, например, на английском нестандартное мышление, дающее возможность решить проблему, называется thinking outside the box — буквально «мышление [выходящее] за пределы коробки» — то есть за пределы привычных рамок, «стен», в которые мысли были заключены. Прорыв этих ограждений.

В свете сказанного сам по себе «боевой» и «агрессивный» настрой и сопровождающие убойный удар экстатические эмоции — не однозначно зло. Эти чувства созданы не для того, чтобы их полностью подавлять, а для того, чтобы направлять их в нужное русло. «Дай ему!!!» доказательство истинности своей интерпретации Торы. «Порази его!!!» своей идеей, мыслью, нестандартным ответом на вопрос. «Вот как я его» убедил!

Но тогда понятно также, что для развития подобных чувств лучшая «тренировка» — само изучение Торы. Что и так является важнейшей заповедью и плодотворным использованием времени. А компьютерные игры тратят это время впустую, да и развивают в человеке скорее физическую агрессию, а не искусство «войны Торы».

Так что будем вести наши правильные «войны», и так сможем быть уверенными, что действуем правильно, а также направляем все сопутствующие эмоции в нужное русло.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.