Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему благословения получают те, кому нет дела до Творца?

Темы: Страдания, Награда и наказание, Предназначение, Моше, Заповеди, Раби Акива, Праведники, Добро и Зло

Отложить Отложено

Шалом, уважаемые раввины! Прошу, объясните мне, пожалуйста: вот в Торе написано, что если мы будем соблюдать заповеди Б-га, то нас будет ждать благословение от Него. И там перечисляется, какие. От Самого Творца эти обещания. А если же нет, то ждите проклятия, так? И вот я думаю: почему в жизни всё наоборот?

Вот мы с мужем соблюдаем субботу, стараемся жить по Его заповедям — и при этом мы не видим благословений, о которых Он говорил.

Вот у нас нет дома и, вообще, много в жизни помех и сложностей, а вокруг нас живут люди, которым дела нет до Него и Его заповедей, — и при этом мы видим, как они получают от Него те самые благословения, которые Он обещал тем, кто будет соблюдать. Как это понимать?

Я не завидую этим людям, и хвала Ему вечная за то, что мы имеем то, что имеем. Но тут просто интерес: вот как так? Почему получается наоборот: те, кто соблюдает, — мы унижены и обделены, они же расцветают, хотя многие из них — злые люди, делающие мерзости против Него. Просто интересно, почему такое расхождение. Спасибо вам! N.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

Прежде всего, очень хорошо, что вы с мужем соблюдаете субботу и стараетесь жить по заповедям Б-га. От этого вы, так или иначе, только выиграете.

Далее. Вы ощущаете, что не получаете благословения в той же мере, что и окружающие вас люди, хотя многие из них — нечестивые.

Начнем с того, что никто не может судить о духовном уровне и праведности других людей. У каждого свой уровень и свои испытания, соответствующие этому уровню. Бандит, смиловавшийся над очередной жертвой, возможно, заработал большую награду, чем праведник, который на кого-то не накричал, если первому это стоило бОльших усилий.

Многие действия людей скрыты от посторонних взоров, и, в любом случае, только Б-гу известно, что творится у них в душе. Поэтому однозначно говорить, что нас окружают люди, менее угодные Б-гу, мы не можем. Наше дело — волноваться о своей угодности Б-гу, о своем уровне и испытаниях.

Далее, благословения — тоже вещь неоднозначная. Как известно, «чужое печенье слаще», нам часто кажется, что кому-то живется лучше нас, но это необязательно так. Если у нас нет дома, а у кого-то он есть, кто сказал, что у него нет огромных долгов, под бременем которых он еле дышит и пребывает в постоянном стрессе? А если их и нет, известно, что «богатые тоже плачут». Много может в жизни быть самых разных испытаний и неприятностей.

Некоторые из известных богачей в последнее время разводятся, обнажая явный недостаток гармонии в семейной жизни, а у вас, слава Б-гу, семья — эту «сладость печенья» не следует воспринимать как нечто само собой разумеющееся. Богатство и успех нередко означают более высокие ставки — возможность высоко вознестись, но с той же высоты и упасть. Жестокая конкуренция, безумный график. Если часть успеха — известность, то с ней и потеря приватности, приставание журналистов, удушливая любовь — а то и ненависть — фанатов. Неслучайно многие знаменитости умерли рано, часто из-за наркотиков — а на них садились не от хорошей жизни.

У вас «много в жизни помех и сложностей»? Поверьте, едва ли найдете человека, о котором нельзя так сказать. Потому что на самом деле наша жизнь — это бег с препятствиями. Наша цель здесь — не почивать на лаврах, а завоевывать их, а почивать будем уже потом, в Будущем мире. Ведь, по словам мудрецов, полноценная награда в этом мире всё равно невозможна: его благ не хватит, чтобы как следует оплатить выполнение заповедей, а его бед — чтобы полноценно наказать за грехи. Поэтому всё это будет уже в мире Будущем.

А как же благословения и проклятия, о которых сказано в Торе? Рамбам[i] объясняет: они представляют собой не награду и наказание, а, соответственно, возможности и лишение их. Если человек, назначенный на должность, хорошо с ней справился и оправдал доверие, ему дают еще больше полномочий и инструментов, позволяющих сделать еще больше. А если не оправдал доверия, злоупотребил полномочиями, он их лишается. Вот и благословения Торы так: если будем выполнять заповеди и завоюем доверие, Б-г даст нам еще больше возможностей их соблюдать — в том числе, инструментов, которые сможем для этого использовать. А если не оправдаем доверия, будем этих инструментов лишены.

В то же время, возможность соблюдать заповеди — это, как сказано, возможность преодолевать препятствия. То есть, мир подобен хорошему «стадиону»: в нем поддерживается правильное сочетание комфорта и препятствий, чтобы дать «спортсменам» полноценную возможность завоевать свои награды. Или можно сказать так: мир был создан не для того, чтобы жизнь была хорошей, а для того, чтобы люди были хорошими — а они таковыми становятся, только преодолевая проблемы и зло и помогая в этом другим. Хороший стадион — это там, где можно хорошо побегать и попотеть — и завоевать награду.

Это — во-первых.

А, во-вторых, тот период истории, события которого упоминаются в Письменной Торе, — от сотворения мира до конца эпохи Пророков, — был периодом открытости и ясности мира. Существование Б-га было очевидным, не в этом был вопрос веры. И была очевидной взаимосвязь поведения человека с его положением в этом мире.

Отчасти отсюда — такая определенность Торы с благословениями и проклятьями: «если будете соблюдать заповеди и вести праведную жизнь, то будете процветать, а если отвергнете Меня, то и Я вас отвергну и подвергну страданиям». Тогда эта связь была очевидной.

Это отражало сущность Письменной Торы, которая была дана евреям на том этапе и являлась для них основным текстом и предметом изучения (Устная Тора была тогда дана только как устный комментарий к Письменной). В ней нет двойственности и разночтений: ее текст четко известен, никаких вариаций и разных версий в нем быть не может. Вот и жизнь была такая: всё было четко и ясно.

Но потом начался следующий период. Закончилась эпоха Пророков, передававших прямые послания от Б-га. Сам Б-г перестал совершать открытые чудеса, продолжив управлять миром скрытым образом, маскируясь под «законы природы», «исторические процессы» и т. п. Его присутствие стало менее очевидным — и все устройство жизни стало менее ясным. Можно быть праведным, но страдать. Как же так?

А так, что всё это отражает сущность Устной Торы, которая расцвела на том этапе. В ней появились споры между мудрецами, она стала представлять собой множество разных толкований Письменной. С одной стороны, центральная, абсолютная Истина оказалась скрытой, но, с другой стороны, каждый человек получил возможность сам заняться ее поиском, сам думать, наблюдать, строить свои теории. Как в Торе, так и в жизни.

Письменную Тору олицетворял Моше, получивший ее от Б-га и передавший ее нам, со всеми упомянутыми в ней благословениями и проклятьями. Поэтому для него самого мир виделся ясным, все было очевидно и понятно: существование Б-га, процветание праведника, страдания грешника. А когда казалось, что эти принципы нарушаются, Моше приходил в ужас и с трудом это «переваривал». Так, после начала его миссии по освобождению народа из Египта на первых порах стало только хуже и Моше в отчаянии бросился к Б-гу: «Владыка! Для чего Ты сделал такое зло этому народу, зачем послал Ты меня?» (Шмот 5:22). Наблюдать страдания невинных было для него невыносимо.

Устную же Тору олицетворял раби Акива[ii], добившийся в ней выдающихся успехов и воспитавший учеников, которые внесли решающий вклад в ее развитие. Как раз раби Акива олицетворял новые реалии, в которых праведность вполне может сочетаться со страданиями. Вся его жизнь была тяжелой: то крайняя бедность, то расставание с любимой женой на долгие годы, то гибель всех многочисленных учеников, а в конечном итоге собственная смерть — страшная, мученическая (а Моше удостоился «смерти-поцелуя»).

Когда Б-г показал Моше будущее: бейт-мидраш («дом учения») раби Акивы и его гибель, Моше сначала не мог понять его Тору, а потом ужаснулся его гибели: такая Тора — и такая за нее «награда»?! Но раби Акива воплощал Устную Тору — и отражающую ее жизнь: противоречивую, а то и трагичную, непостижимую, но в которой, тем не менее, можно открыть для себя Б-га, жить с Ним и добиться выдающихся успехов в духовной сфере. Даже когда раби Акива наблюдал что-то трагичное, он не ужасался, а находил способ увидеть в этом добрый знак и вселить в окружающих оптимизм и надежду на лучшее (Макот 24а).

Таким образом, сегодня уже трудно видеть явную связь судьбы человека с его духовным уровнем. Можно быть праведником, как раби Акива, и, тем не менее, умереть страшной и мучительной смертью. Разумеется, мучения служат искуплением тех грехов, что есть, а никто не безгрешен. Но на вопрос, как мучений избежать и за что они даются, четкого ответа может не быть. Единственное, что остается, — подобно раби Акиве, несмотря на всё, находить в жизни позитив.

В целом соблюдение религиозных законов не следует рассматривать как некое волшебное средство для решения всех проблем и избавления от всех несчастий. На протяжении истории нашего народа многие из его сынов умирали от болезней, как все (в прошлом у всех народов была также высокая детская смертность), а кроме того подвергались преследованиям, пыткам инквизиции, изгонялись, гибли в погромах и, наконец, в Холокосте. Да и сегодня продолжают гибнуть в терактах. Быть евреем в целом непросто. Да, евреи избраны — но для миссии, важной и трудной. Как президент страны избран — но разве ему легко?

Это не значит, что Б-г оставляет нас на произвол судьбы — если бы оставил, нас бы вообще уже давно не было. Малочисленный народ, подверженный тем же напастям, что и другие, да еще и с таким количеством могущественных врагов. Несмотря на все страдания и потери, мы умудрились выжить и не утратить «пассионарность». Так что само существование и активность евреев в мире — чудо, сотворенное Б-гом. Одно Он обещает: обеспечивать продолжение нашей миссии. Поэтому, что бы ни случилось, всегда останутся евреи, которые продолжат ее выполнение.

Да будем мы в их числе!

С уважением, Меир Мучник


[i] Раби Моше бар-Маймон, Маймонид (4895-4965/1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.

[ii] Раби Акива бен-Йосеф (3775-10 тишрея 3896 / 15-135, Эрец-Исраэль) — один из величайших мудрецов Израиля всех времен.

 

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.