Темы: Цель творения, Предназначение, Свобода выбора и предопределенность, Идолопоклонство, Гнев
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день, в связи с недельной главой Шмот возник вопрос: написано, что Всевышний разгневался. Значит, Он был недоволен чьими-то действиями. Но как такое возможно? Ведь всё происходит по Его же плану, и Он знает всё, что будет! Более того, как может Б-г гневаться: мы же знаем, что Он соблюдает заповеди, как и мы, евреи, а нам сказано, что гнев подобен идолопоклонству? Рафаэль
Здравствуйте, Рафаэль!
Если я правильно понял, Вы, по сути, задаете два вопроса о гневе Б-га.
Первый вопрос: гнев — это когда что-то не по-моему, что-то мне мешает, нарушает планы. Как может тогда гневаться Б-г? Ведь всё в мире происходит по Его воле, в соответствии с Его планом.
Особое раздражение у нас вызывают неожиданные неприятности и помехи: человек думал, что всё будет хорошо, что он достигнет, насладится, отдохнет, и уже на это настроился, и вдруг — нет! Но Б-г знает всё, что будет, поэтому для Него неприятных неожиданностей быть не может.
Второй вопрос: о гневе сказано, что он подобен идолопоклонству, настолько он плох и неприемлем. Как же может Б-г делать то, что неприемлемо?
Попробуем разобраться.
Уподобив гнев идолопоклонству, Талмуд (Шабат 105 б) поясняет: так действует дурное начало (йецер а-ра) — сначала говорит человеку: сделай так, потом — сделай так, пока тот не дойдет до идолопоклонства.
То есть проблема в том, что, впадая в гнев, человек теряет контроль над собой, теряет голову.
Поэтому мудрецы говорят также (Псахим 66 б): если тот, кто гневается, — мудрец, его мудрость улетучивается, если пророк, пророчество улетучивается. И приводят в пример ситуацию не с кем-нибудь, а с Моше Рабейну, величайшим праведником и мудрецом в истории: стоило ему на секунду разгневаться, как из его памяти тут же улетучился закон, который он собирался преподать, и пришлось это делать Элазару (Бемидбар 31:14-21).
Когда человек теряет контроль над собой, он способен на что угодно. Конечно, сразу самые тяжкие грехи он совершать не будет, но может достаточно быстро до них докатиться, ибо в гневе у него отказали тормоза, помутился разум.
Понятно, что у Б-га такого гнева быть не может — Он всегда всё контролирует.
Но есть и другой тип гнева, о котором говорит Рамбам[i] (Ильхот Деот 2:7): иногда отцу приходится «навести» страх на детей или начальнику на подчиненных. В таком случае ему разрешено прикрикнуть и продемонстрировать гнев, но внутри при этом следует оставаться спокойным.
Понятно, что именно такой тип гнева может «демонстрировать» Б-г — именно демонстрировать, но не впадать в него.
Теперь можем понять ответ и на другой вопрос: как Б-г может испытывать гнев, означающий раздражение происходящим, если всё происходящее запланировано Им Самим?
Простой ответ — Б-г гнева не испытывает, Он его демонстрирует. Он заранее знает, что будет, но человек должен знать, что определенные его действия неугодны Б-гу, а гнев — демонстрация этого. Даже если не следует наказания, один гнев служит сигналом.
С какой целью Б-г сотворил мир и поместил в нем человека? Не просто затем, чтобы всё текло и было «хорошо» — зачем вообще что-либо создавать и запускать? Всё это делается для того, чтобы человек получил возможность совершенствовать себя и мир. Поэтому как Воспитатель Б-г может проявить гнев с целью показать человеку, что тот или иной поступок недопустим, что человеку надо исправиться, улучшиться. Это часть самого плана.
Как цель строительства школы — воспитание детей, но само это означает, что иногда директору и учителям придется на этих детей кричать, совсем без этого обычно не бывает. Это не значит, что недовольство означает: что-то пошло не по плану. Это часть самого плана. В конечном счете, дети станут достойными взрослыми, но пока что им надо продемонстрировать недовольство.
Другое дело, что этот вопрос уже «граничит» с другим, более фундаментальным: как у человека может быть свобода выбора (и, соответственно, как он может быть награжден или наказан за свои действия), если всё на свете происходит по Воле Б-га и Его плану?
Гнев Б-га, даже если это только демонстрация, подразумевает, что человек сделал что-то не так и должен исправиться. Но если всё по воле Б-га, то и поступки человека — тоже, он всего лишь Его марионетка, и нет смысла на него гневаться, и не за что его награждать или наказывать.
Исчерпывающее обсуждение этой темы выходит за рамки данного ответа — да и полностью нам этого не постичь. Но скажем сейчас лишь вкратце то, что понять можно:
Поскольку цель сотворения мира и человека, как мы упоминали, — самосовершенствование человека и получение за это награды, свобода выбора при этом нужна по определению. Поэтому изначально Б-г заложил в творение: в своей ситуации человек всё-таки имеет свободу выбора. Б-г дал ему такую автономию. Но в то же время Он предвидит его выбор, поэтому изначально ставит человека в ту ситуацию, в которой его поступки приведут именно к запланированному Свыше результату.
Например, Он предвидел, что Гитлер решит убить всех евреев, до которых дотянется. Поэтому поместил его в то время и то место, где его решение привело к запланированному заранее результату: концу истории европейского еврейства к середине 20-го века и перемещению основных центров еврейской жизни в Америку и Израиль. В тех местах эта жизнь была построена уже совсем по-другому, с другими достоинствами и недостатками. Это должно было произойти тогда и там. Но Гитлера это не освобождает от наказания: сам он действовал по выбору, никто его не заставлял.
А один знакомый раввин привел мне такой пример: когда на еврейской свадьбе танцуют, иногда становятся в ряды друг против друга и наступают-отступают: один ряд идет вперед, а тот, что напротив, — назад, а потом наоборот. Вот и исторический процесс так: всё движется в одном направлении, туда, куда повернет Б-г, но одни люди идут туда лицом вперед, а другие — спиной вперед. Процесс в любом случае приведет к запланированной ситуации, но человек придет к ней правильным или неправильным образом: либо продвинется в пути, либо деградирует.
Поэтому если в такой ситуации человеку демонстрируется гнев Б-га, это означает: хотя результат действия человека был запланирован, выполняя само действие, он сделал неправильный выбор, повернулся так, что идет к деградации. Поэтому он получает сигнал: это плохо, надо исправиться! И, если действительно исправится, Б-г поставит его в ситуацию, где запланирован уже результат, к которому приведет правильный выбор.
С уважением, Меир Мучник
[i] Раби Моше бар-Маймон, Маймонид (4895-4965/1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Продолжаем знакомиться с Десятью заповедями, составляющими основу еврейского мировоззрения.
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Авраам Елин
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Рав Авраам Елин,
из цикла «Как одолеть гнев»
Как противостоять гневу и оскорблениям? Гнев лишает человека чистоты видения, лишает рассудка. Кривые пути становятся прямыми, запрещенное — разрешенным...
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Реувен Куклин
Какова цель всего этого?..
Рав Моше Гекрайтер
Кому мы молимся на могилах праведников?
Рав Эльяким Залкинд
И в пребывании людей на планете Земля?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Шимон Грилюс
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.