Темы: Награда и наказание, Предназначение, Моше, Деньги, Любовь, Шауль, Цари Израиля, Добро и Зло
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Я где-то читал, что, когда человек занимается общественной деятельностью, ему стоит это делать как бы бескорыстно (не ожидая отдачи) и тогда ему будет дан двойной зачет — за то, что он делает, и за то, что он это делает, не ожидая награды.
Действительно ли это так? И, если так, то, может, есть еще какие-то причины, почему нужно отдавать, не ожидая отдачи? Константин
Здравствуйте, Константин!
В принципе, любую заповедь и любое доброе дело следует стремиться выполнять бескорыстно, желая только сделать добро и порадовать Б-га, а не получить награду. Судите сами, что лучше: когда человек кому-то служит из любви и убеждения или — ради того, чтобы ему заплатили?
Поэтому награда за любую заповедь больше, если человек ее выполнил бескорыстно.
Но заслуга того, кто бескорыстно занимается общественной деятельностью, особенно велика. О его награде сказано в Мишне (Пиркей Авот 2:2) и в особой субботней молитве, когда мы просим Б-га воздать добром тем, кто преданно (добросовестно — бэ-эмуна) занимается общественной деятельностью.
В число тех, чья деятельность определяется как «общественная», входят и управляющий синагогой, и заведующий благотворительным фондом, и директор, и правитель.
Почему именно такие люди получают особую награду за бескорыстное исполнение обязанностей?
Потому что им это особенно трудно.
Управление — работа нелегкая, непросто иметь дело с другими людьми, руководить ими, организовывать, куда-то вести. При этом — преодолевая сопротивление и подчиненных, и конкурентов, и любых сил, стоящих на пути. Непросто за всё отвечать.
Поэтому более комфортно чувствуют себя на таких должностях люди уверенные, волевые и напористые. Но они же часто бывают амбициозными и властными. Ведь лидерство, управление, распределение средств — это власть, вот и хорошо.
Да и любого человека уже полученная власть развращает. Ею легко злоупотреблять. Даже такой скромный и интеллигентный человек, как царь Шауль, который не хотел становиться первым царем, став им, уже ни за что не хотел уступать власть и даже уничтожил в процессе борьбы за нее целый город. В целом, «политика грязное дело».
Поэтому честные и порядочные люди, даже искренне желающие всеобщего блага, предпочитают не занимать управленческие и лидерские должности, не лезть в политику, чтобы «не пачкаться». А если им и приходится стать начальниками, то едва удерживаются от коррупции.
А если и сумели удержаться от злоупотреблений, всё равно народ их в этом подозревает! Знаем мы эту власть! Ну, конечно, всё бескорыстно, из наилучших побуждений, с искренней заботой о людях. Все вы так заявляете, с честными глазами. Не смешите, знаем мы вас, всё себе норовите загрести, всё из личных амбиций!
Сделают что-то для народа — не поблагодарит, проклянет. Случится что-то плохое, неважно, из-за чего — они виноваты!
В результате, как говорит Талмуд (Орайот 10а), управленческая должность — по факту вовсе не власть, а рабство!
Всё это прошел самый великий лидер в нашей истории — Моше Рабейну. Изначально он очень не хотел занимать эту «должность», долго отказывался от миссии, предназначенной ему Б-гом.
Заняв ее, Моше и Аарон получают указание нести бремя терпеливо (Раши к Шмот 6:13) и быть готовыми к тому, что их будут поносить и забрасывать камнями (Раши к Бемидбар 11:12).
Подопечные протестовали по любому поводу, «благодарили» своего лидера брюзжанием и вечно его подозревали. Вышел рано — видать, что-то у него дома не ладится, семейный конфликт, скандал! Вышел поздно — сидит там у себя дома и что-то против нас замышляет! (Раши к Дварим 1:12).
Что ни сделаешь, что ни скажешь — всё не так!
Вот по всем этим причинам очень трудно найти человека, занимающегося общественной деятельностью совершенно бескорыстно. Те, кто идет на это, — чаще люди властные и небескорыстные: им и народ легче подчинить, и о подозрениях в свой адрес они мало беспокоятся, им плевать.
А честные и бескорыстные люди либо вовсе не хотят идти, либо идут и развращаются, либо ужасно страдают от несправедливых подозрений и обвинений. Они же так стараются, а в «благодарность» — всё равно брань!
Поэтому и награда за их деятельность особенно велика.
Заслужили!..
С уважением, Меир Мучник
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Краткая биография Моше
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Биографическая статья рава Р. Пятигорского про Шауля, первого царя Израиля
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Ашер Кушнир
Рав Реувен Куклин
Кто богат?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Глава последовательно повествует о судьях, царе, духовенстве, колдунах, пророках, нескольких уголовных и гражданских законах и в конце — о войне
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Исроэль-Меир Лау
«Не было таких праздников у Израиля, как Пятнадцатое ава и Йом-Кипур»
Рав Реувен Куклин
Как полюбить несимпатичного ближнего?
Рав Реувен Куклин
Если Б-г — абсолютное добро?..
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «Шмуэль»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.