Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Мы своими грехами отодвигаем приход Машиаха. Может, из-за них он вообще не придет?

Темы: Грех, Машиах, Рамбам, Хафец Хаим, Искупление, 13 принципов веры, Праведники

Отложить Отложено

Здравствуйте. Я слышала, что на существование нашего мира в том виде, какой он сейчас, дано определённое время. А потом он будет уничтожен/изменён.

Также дано определённое время на приход Машиаха и его период. Но мы своими действиями и грехами это время отодвигаем.

А почему тогда мы знаем, что когда-то он точно придёт? Почему не может быть такого, что люди будут настолько много делать плохого, что не заслужат этого? N.

Отвечает рав Давид Рахлис

Здравствуйте, N.

Вы правы, в Устной Торе есть предание мудрецов и о продолжительности существования мира, и о времени прихода Машиаха (Мессии)[1]. Эта тема подробно обсуждается в Талмуде в трактате Санхедрин (97а-99а). Но, когда бы это ни произошло, мы, как Вы и пишете, точно знаем, что Машиах придет и принесет долгожданное избавление.

Прежде чем ответить на Ваш вопрос, отметим: даже если мы не понимаем, каким образом может сбыться пророчество или видим что-то, противоречащее ему, это никоим образом не ставит под сомнение истинность Торы, слов пророков и основ нашей веры. Это всего лишь ограниченность нашего человеческого постижения.

Ведь разум любого, даже самого мудрого человека ограничен и полностью постичь Вечного и Абсолютного Творца Мира человеку невозможно. Так сказал царь Шломо (Мишлей 19:21): «Много замыслов в сердце человека, но сбудется совет (решение) Всевышнего» — люди своими действиями не могут препятствовать осуществлению планов Творца.

На самом деле, это можно наглядно увидеть на примере прошлых избавлений, уже свершившихся. В Египте еврейский народ также верил, что наступит освобождение, обещанное еще Аврааму, что придет пророк, посланный Всевышним, и выведет их из Египта. Они верили в избавление, хотя было совершенно непонятно, как оно может осуществиться, — ведь евреи были жестоко порабощены.

«…но сбудется совет (решение) Всевышнего»: приходит Моше, на Египет обрушиваются десять казней — и уже сам Фараон умоляет евреев побыстрее покинуть страну. Так же и в Вавилоне. Прошли предсказанные пророком Ирмияу семьдесят лет изгнания, а евреи находятся под властью царя Кореша (Кира). Как они вернутся в Землю Израиля? «…но сбудется совет (решение) Всевышнего» — царь неожиданно соглашается послать Нехемию строить Храм!

Важно подчеркнуть: приход Машиаха — это не просто одно из пророчеств, это одна из основ нашей веры. В Торе об этом упомянуто в двух местах. Метафорически в пророчестве Билама (Бемидбар 24:17): «Взойдет звезда от Яакова, и встанет скипетр от Исраэля, и сокрушит пределы Моава, и разгромит всех сынов Шета». Комментаторы поясняют, что имеется в виду Царь Машиах. А в главе Ницавим (Дварим 30:3-5) говорится о возвращении еврейского народа, рассеянного по всему миру, в землю Израиля.

Приход Машиаха описан также во многих местах в книгах Пророков[2]. Об этом подробно говорит Рамбам в комментарии к мишне Санхедрин 10:1. Он пишет: тот, кто отрицает приход Машиаха из потомков царя Давида, отрицает Самого Творца, Его Тору и его Пророков. Поэтому такой «отрицатель» входит в число тех, у кого нет доли в Мире Грядущем[3].

Теперь обратимся конкретно к нашей теме. О том, что время прихода Машиaха зависит от наших заслуг и грехов[4], говорится в трактате Санхедрин (98а).

Талмуд указывает на противоречие в стихе о времени будущего избавления (Йешаяу 60:22): «Я, Господь, в назначенное время ускорю это». Ведь слова «в назначенное время» обозначают намеченный срок, а «ускорю» означает — раньше этого срока. Талмуд объясняет, что это зависит от нас: если у нас будет достаточно заслуг, то избавление будет «ускоренным», если нет, то «в назначенное время». А что, если, как Вы спрашиваете, не только не будет заслуг, а будут лишь грехи?

Во-первых, в любых, даже самых преступных поколениях всегда оставались великие праведники, которые преданно служили Всевышнему. Такие примеры мы находим уже в Танахе: Ханох, Ноах, Шем, Эвер, наш праотец Авраам, пророк Элияу. А на примере царя Цидкияу можно убедиться, что заслуги даже одного праведника могут спасти целое поколение.

В трактате Санхедрин (103а) сказано следующее. Хотел Творец вернуть мир в небытие из-за поколения Цидкияу, но посмотрел на самого Цидкияу — и гнев Его утих[5]! Так что и перед приходом Машиаха, как бы люди ни грешили, праведники остаются.

Во-вторых, истинные праведники постоянно просят Всевышнего о прощении грехов всему поколению. И, поскольку они владеют в совершенстве искусством молитвы и у них много заслуг, то все их просьбы принимаются. Так молился Авраам о Сдоме, так много раз молился Моше за еврейский народ.

В Мидраше Эйха сообщается, что так молился великий мудрец Раби Элазар а-Модаи во время осады римлянами Бейтара. Он изо дня в день постился и умолял Всевышнего не судить строго еврейский народ. И мидраш говорит, что именно его молитвы, а не армия Бар-Кохбы охраняли город от врагов! И только когда Раби Элазар трагически погиб, римляне смогли захватить город.

В-третьих, если в жизни праведника были тяжелые страдания и испытания, то его заслуги могут не только компенсировать, но и перевесить грехи целого поколения! Подобные примеры приведены в Талмуде.

Так, в трактате Сукка (45 б) приводится удивительное высказывание Раби Шимона бар-Йохая: «Могу я избавить весь мир от суда Небес со дня, что я родился, до сего времени. А вместе с моим сыном Элазаром — с сотворения мира до сего времени. Если к нам присоединится и царь Йотам, сын царя Узияу, — то с сотворения мира до конца мира!»

Заявление кажется слишком гордым и смелым?! Всё проясняется в комментарии Рабейну Хананеля. Он пишет, что Раби Шимон, в течение тринадцати лет непрерывно изучавший Тору в пещере, достиг невероятных духовных высот и сам осознавал свое величие. Ему показали с Небес, что все праведники получают и в этом мире некую награду, подобную той, что ожидает их в мире Грядущем. Он же сам, его сын и царь Йотам, в отличие от остальных, не получили в этом мире никаких благ за выполненные заповеди. Поэтому у них было гораздо больше заслуг, чем у прочих праведников!

Приведем пример исторически более близкий. Одним из самых страшных испытаний за всю историю еврейского народа был «призыв» кантонистов. Николай I был уверен, что еврейские дети, насильственно «призванные» в армию, не выдержат побоев и издевательств и оставят веру отцов. Но многие из них все-таки стойко выдержали страшные испытания, не только не изменив вере, но и продолжив соблюдать все заповеди в, казалось бы, невозможных условиях. Великий мудрец и праведник Хафец Хаим говорил, что эти кантонисты своими страданиями искупили все многолетние грехи царей-идолопоклонников времен Первого Храма!

С пожеланием всем нам только благ и скорейшего избавления, Давид Рахлис


[1] В переводе слово «машиах» означает «помазанник» Так называли царя или первосвященника, поскольку при вступлении в должность их «помазывали» специальным маслом. У пророков это слово, как правило, означает «Царь Машиах», который выведет еврейский народ из последнего Римского изгнания и построит Третий Храм.

[2] Например, Йешаяу 60, Амос 9:11-15, Зехарья 9:9, Даниэль 12.

[3] Тринадцать основ веры, сформулированные Рамбамом в краткой форме, приводятся в Сидурах после утренней молитвы.

[4] Отметим, что имеются в виду и грехи всех предыдущих поколений, если они всё еще не искуплены.

[5] Имеется в виду часть еврейского народа, остававшаяся в то время в Земле Израиля. Все праведники были уже изгнаны в Вавилон.

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.