Темы: Мудрость, Шломо, Талмуд, Мишлей, Цари Израиля, Сердце, Комментарии
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДоброго утра, уважаемый раввин. Благословений вам от Всевышнего. По мере своих возможностей я изучаю книгу Притч. Параллельно стараюсь слушать лекции на сайте, но у меня возник вопрос по тексту Притч 26:4-5: «Если глупый задаёт глупый вопрос, не давай ему глупого ответа, или тоже будешь выглядеть глупым. Но если глупый задаёт глупый вопрос, ты должен дать глупый ответ, чтобы не думал глупый, что он мудрец». Как практически понимать два совершенно одинаковые текста с разными выводами? Буду очень благодарен за вашу помощь.
Шалом!
Спасибо за вопрос.
«Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему. Отвечай глупому по глупости его, а то он будет мудр в глазах своих» (Мишлей 26:4-5).
Интересно, что Вавилонский Талмуд в трактате Шабат (30 б) задает тот же вопрос, что и Вы: на первый взгляд кажется, что эти стихи из книги Мишлей (Притчей Соломоновых) противоречат друг другу. Талмуд приводит два примера, чтобы разрешить это противоречие.
Первый: к Раби Йеуде а-Наси пришел человек и заявил: «Твоя жена — моя жена, а твои дети — мои дети». Рабби Йеуда а-Наси не стал с ним спорить, чтобы не показать, что принимает его слова всерьез. Он просто предложил наглецу выпить бокал вина, и тот, выпив его, скончался.
Второй: Рабан Гамлиэль рассказывал на уроке о чудесных явлениях, которые должны произойти с приходом Машиаха. Слова Рабана Гамлиэля показались странными одному из его учеников, и тот позволил себе усмехнуться, заявив что «нет ничего нового под солнцем» (Коэлет 1:9). Рабан Гамлиэль повел его с собой и показал, что и в наше время в природе существует нечто подобное этим чудесам.
Талмуд приходит к следующему выводу: если глупец пытается очернить тебя — лучше промолчать, чтобы не уподобиться таким, как он. Но если он сомневается в словах Торы — нужно ему ответить, чтобы он не посчитал себя мудрым, а свой вопрос — правильным.
Мальбим в своем комментарии объясняет это противоречие несколько иначе.
Но, прежде, важно помнить: глупость, о которой идет речь в этих стихах, не столько интеллектуальный, сколько нравственный недостаток. В них говорится о человеке, который не готов воспринимать слова мудрецов, поскольку слышит в них упрек своему недостойному поведению. Поэтому он склонен искать противоречия в их словах и сомневаться в основах веры. Такому человеку зачастую бессмысленно приводить рациональные доказательства, он и сам прекрасно сознает их справедливость, и все же не способен их принять, поскольку они идут вразрез с его образом жизни.
Совет, который дает нам в подобном случае книга «Мишлей», это: «не отвечать глупому по глупости его, чтобы не сделаться подобным ему». То есть не нужно давать ему всесторонний ответ, чтобы у него не сложилось впечатление, что подобные «сомнения» беспокоят и тех, кто ему отвечает. И, все же, нельзя оставлять его совсем без ответа, «а то он будет мудр в глазах своих», то есть решит, что и на самом деле поставил нас в тупик своим вопросом. Поэтому нужно дать ему какой-нибудь простой ответ, который раскроет его глупость, и не пускаться с ним в глубокомысленные рассуждения.
В любом случае речь идет о человеке, который задает вопрос совсем не для того, чтобы услышать ответ.
Но человеку, который на самом деле ищет мудрости, нужно обязательно ответить по существу. Именно о таком случае говорят: «не бывает глупых вопросов, бывают глупые ответы». Настоящая мудрость — это стремление к ней, как сказано в Торе: «и в сердце всякого мудрого сердцем Бог вложил мудрость» (Шмот 31:6).Человека, который стремится к истине, невозможно называть глупцом.
С уважением, Арье Гальчук
Профессор Даниэль Михельсон
Царь Соломон знал не только значение числа π с высокой точностью, но и был в состоянии рассчитать объём тела вращения с шестью знаками. Но на самом деле речь идет не о человеческой мудрости, а о Б-жественной.
Рав Зеев Урман
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Вавилонский Талмуд
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Глава последовательно повествует о судьях, царе, духовенстве, колдунах, пророках, нескольких уголовных и гражданских законах и в конце — о войне
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Элазар Нездатный,
из цикла «Мишлей, притчи царя Шломо»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Талмуд Иерусалимский и Вавилонский
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Реувен Куклин
Притчи Шломо были получены им непосредственно от Б-га?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Исполнение заповеди отсрочено
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.