Темы: Песах, Египет, Чудеса, Первенец, Египетское рабство, Исход из Египта
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте... Вопрос очень важен для меня. Как могли за 210 лет рабства 70 евреев размножиться и превратиться в 600 000 евреев, не включая детей и жен? По-моему, это нереально. Откуда могло за 210 лет расплодиться несколько миллионов евреев? Спасибо за ответ заранее...
Здравствуйте!
«А сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились весьма велико, и наполнилась ими земля та» (Шмот 1:7).
«Каждая женщина рожала шесть детей в каждые роды» (мидраш в «Шмот Рабба»).
Намек на это содержится и в процитированном стихе, в нем сказано: 1) расплодились и 2) размножились, и 3) возросли, и 4) усилились, 5) весьма, 6) велико — всего шесть слов.
В книге «Ознаим ла-Тора» рав Залман Сороцкин пишет: раби Элиэзер Гордон (глава суда и ешивы города Телза) прислал ему интересный ответ. Один еврей утверждал, что сказанное в этом мидраше никак не укладывается в голове. Он, конечно, готов поверить в то, что всё там, в Египте, происходило не естественным путем. Однако ему хотелось бы получить объяснение с точки зрения статистики.
А с этим проблемы. Ведь, согласно статистическим расчетам, от семидесяти человек, спустившихся в Египет, за двести десять лет должно было родиться до тысячи двухсот человек, ну, самое большее, — полторы тысячи. Вышли же шестьсот тысяч человек. И это только мужчины в возрасте от двадцати до шестидесяти лет. А если прибавить число женщин (600 000), детей (600 000 = 300 000 мальчиков и 300 000 девочек) и стариков (600 000 = 300 000 женщин и 300 000 мужчин), то число окажется два миллиона четыреста тысяч. А появление такого потомства у семидесяти человек за срок чуть больше двухсот лет тяжело объяснить естественными причинами.
Действительно, человеку, не выросшему в лоне Торы, не так легко воспринимать подобные мидраши. Поэтому рав Гордон привел пояснение в соответствии с правилами статистики.
В главе Бемидбар сказано, что количество первенцев народа Израиля равнялось двадцати двум тысячам и нескольким сотням. На тот момент проводился и общий подсчет евреев, который показал: их шестьсот тысяч и еще несколько тысяч. Если общий подсчет учитывал тех, кто может выходить на войну (люди от 20-ти и до 60-ти лет), то первенцев считали с возраста одного месяца и выше.
Уже упоминалось, что к этому нужно было добавить еще шестьсот тысяч детей, подростков и стариков (число женщин пока не приводится, потому что первенцы считались лишь мужского пола).
Если во время пребывания евреев в Египте было 22 000 первенцев на 1 200 000 мужчин, то получается, что каждому первенцу «соответствуют» почти 55 мальчиков — не первенцев (1 200 000 ÷ 22 000 = 54,5). В каждой семье может быть лишь один первенец. И, в соответствии с приведенным расчетом, после рождения первенца, каждая женщина рожала еще около 55-ти детей.
Здесь не учитывается количество женщин. В соответствии со статистикой, число женщин и мужчин приблизительно равно. Соответственно, на 22 000 тысячи первенцев приходилось приблизительно такое же число перворожденных дочерей. И, если разделить 1 200 000 (столько было женщин) на 22 000 (столько было перворожденных дочерей), то вновь получится около 55. 1 200 000 мужчин всех возрастов плюс такое же количество женщин всех возрастов. Приходим к цифре 2 400 000.
В тот период продолжительность жизни достигала семидесяти-восьмидесяти лет, как сказано в Тэилим (90:10): «Дни лет наших — семьдесят лет, а если сильны — восемьдесят лет». На протяжении жизни женщина может родить, в среднем, около десяти раз. Вот и получается, что каждая женщина, рожала по шесть детей в каждые роды.
С уважением, Нахум Шатхин
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Фараон не хотел отпускать еврейский народ. Он не признавал власть Творца. И тогда последовала череда казней египетских, а за ними — чудесный Исход. Краткая история праздника.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Беhаалотха»
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Яков Гельфман
Ведь о них сказано еще Аврааму в Берешит, когда за евреями никаких грехов не числилось?
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как могут существовать чудеса? Из очерка "Основы".
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Полная хронология исхода из Египта, включая чудеса, которые происходили с евреями. Прощание с рабством началось с извлечения саркофага.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Моше Пантелят
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.