Как укрепиться в желании соблюдать мицвот?17 сентября 2017 года, отвечает Рав Ашер Кушнир Уважаемый рав! Мне 28, но к иудаизму я, к сожалению, приблизился только год назад. Торой занимаюсь раз в неделю. Я пока не все соблюдаю и живу, в основном, по-старому. Мне что-то мешает продвигаться в еврейской жизни, не знаю, что. Как мне укрепиться в желании соблюдать мицвот, хотя бы в той малости, которую я пытаюсь взять на себя? Где взять силы и энергию? Читать дальше |
|
Моя жена не хочет исполнять заповеди более тщательно3 сентября 2017 года, отвечает Рав Ашер Кушнир Мы с женой сделали тшуву три года назад, но у нас зачастую возникают ссоры. Каждая моя попытка внести в дом больше религиозной жизни встречается в штыки. Жена все время кричит, что я все устрожаю. А что в этом плохого? Вопрос Я и муж соблюдаем все, как положено. Недавно я обратила внимание, что у соседки многое, что у нас в семье принято соблюдать — не соблюдается. Когда я ее спросила об этом, то она мне ответила, что это — хумрот баалей-тшува. Мне не совсем понятен такой ответ. Может быть, мы с мужем что-то не то делаем? Читать дальше |
|
Зачем в пустыне нужна была лопатка для закапывания испражнений? Ведь ман усваивался полностью!31 августа 2017 года, отвечает Рав Зеев Гершензон Здравствуйте, уважаемые раввины. Скажите, зачем нужна была лопатка евреям в пустыне? (О ней говорится в главе «Ки теце», Дварим 23:14, — что она нужна для засыпания испражнений). Ведь евреи того поколения питались маном (манной), который полностью усваивался? Юлия Читать дальше |
|
Б-гу действительно не все равно, включаю я в субботу свет или нет?6 июля 2017 года, отвечает Рав Яков Шуб Уважаемые раввины, я понимаю, что есть Бог и что Его надо слушаться, но мне непонятно, действительно ли Богу не все равно, включаю я в Субботу свет или нет? Неужели все эти законы — это только способ найти повод держать человека в страхе и наказывать его? Читать дальше |
|
Жить в Израиле — это мицва?22 июня 2017 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Уважаемый Рав Бенцион, что говорят первоисточники в иудаизме о стремлении евреев вернуться на историческую Родину? Должен ли еврей ставить перед собой задачу вернуться на землю Обетованную? И как это возвращение оценивается Б-гом? Является ли такой поступок мицвой? Спасибо. Эдуард Резников, Мигдаль а-Эмек, Израиль Читать дальше |
|
«Не вари козленка в молоке матери его» — очень непонятный закон…13 июня 2017 года, отвечает Рав Даниель Маршальский Здравствуйте! Уважаемый раввин, в главе Ки тиса, когда Моше поднимается на гору Синай после греха золотого тельца, Всевышний дает ему заповеди о праздниках и следом — закон «Не вари козленка в молоке матери его». Если это диетарный закон, то почему он не дается вместе с законами о кашерной пище, а приводится после заповеди о праздниках? И почему именно козленка, и почему в молоке его матери, как будто в молоке не его матери варить можно? Может, здесь какой-то глубокий смысл? Очень непонятный закон. Если можно, разъясните поподробнее. Заранее благодарю, С. Читать дальше |
|
Правда ли, что существует заповедь написать свой собственный свиток Торы?23 марта 2017 года, отвечает Рав Яков Шуб Видел у Вас на сайте, что скоро будет внесение Сефер Тора в йешиву «Толдот Йешурун». В связи с этим возник вопрос: правда ли, что существует заповедь написать свой собственный Свиток Торы, и как ее выполнить, если я не сойфер? Читать дальше |
|
За какие дела положено воздаяние в этом мире, а за какие — в грядущем?24 февраля 2017 года, отвечает Рав Натан Агрес Шалом! У меня возник следующий вопрос. В литературе часто упоминается, что есть определенные добрые поступки, за которые по закону положено воздаяние в этом мире, а есть такие, за которые воздаяние возможно только в ином мире. Так же и злые поступки — за одни кара уже при жизни, за другие — только после смерти. Но какие именно поступки принадлежат к каждой из категорий? Огромное спасибо за ответ! Читать дальше |
|
Количество заповедей — 613 — придумано раввинами?27 ноября 2016 года, отвечает Рав Даниель Маршальский Количество заповедей — 613 — придумано раввинами (т.к. Тора не упоминает количество 613)? Александр Читать дальше |
|
Мы с товарищем поспорили насчет того, каков Творец...15 августа 2016 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Здравствуйте. Мы с товарищем поспорили насчет того, каков Творец. Он утверждает, что Творец — это очень строгий Царь, имеющий право навязать нам Свою волю (так как Он создал нас и постоянно поддерживает наше существование) и строго спрашивающий с нас за каждое прегрешение, не пропуская даже самой маленькой греховной мысли, и никакие смягчающие обстоятельства не учитываются. Я же утверждаю, что Творец — не только Царь, но и любящий милосердный Отец, и не ставит целью наказать каждого, кто хоть немного провинился. Рассудите нас, пожалуйста. И еще хочу спросить, можно ли рассматривать действия Творца с точки зрения нашего понимания морали? Или всё, что бы Творец ни совершил, автоматически является моральным? Или есть какие-то рамки (к примеру, рамки Торы) за которые Творец не выйдет, потому что это аморально? Заранее благодарю за ответ. О. Читать дальше |
|
Если прожить эту жизнь по пирамиде Маслоу, избегая дурных поступков, можно Тору и не открывать?27 июля 2016 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте. Родственник-еврей утверждает, что, если эту жизнь прожить по пирамиде Маслоу, при этом на каждой ступени избегая йецер а-ра (прелюбодеяния, зависти, стремления к славе), прожить лишь положительными силами (добро и справедливость), в духовном и душевном плане можно оказаться на высоком уровне, как в этой жизни, так и в раю, при этом ни разу не открыв Тору. Вопрос: кем Творец будет более доволен: евреем, прожившим жизнь по пирамиде Маслоу (семья, статус + благотворительность), или религиозным евреем, прожившим свою жизнь молитвами у А-Котель и изучением Торы (не имевшим семьи и добрых дел в этом мире по отношению к окружающим)? Алия Читать дальше |
|
А что, по Торе надо уважать не только родителей, но и старшего брата тоже?23 мая 2016 года, отвечает Рав Яков Шуб Подскажите, пожалуйста, а что — по Торе надо уважать старшего брата тоже? Михаэль Читать дальше |
|
Я принял гиюр сразу после бар-мицвы. Ничего не соблюдаю. Какая участь ждет меня в будущем мире?14 апреля 2016 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Здравствуйте. Я приехал в Израиль в 91-ом году с отцом. Моя мама русская. Она осталась в России с моей сестрой. Отец меня отдал учиться в «ешива ктана» и сразу после бар-мицвы я принял гиюр. Прошёл суд в рабануте (раввинате), сделал брит (обрезание), микве — всё как положено. Через несколько лет приехала моя мама. Меня забрали из ешивы. Дали светское образование. Я закончил армию. Открыл бизнес. Вёл нееврейский образ жизни. Ничего не соблюдал. Единственное, я говорил «Шма» перед сном. Всё время меня интересует вопрос: какая участь меня ждёт в грядущем мире? Как нееврея-праведника, соблюдающего 7 мицвот бней Ноах, ибо я считаюсь неевреем? Или как еврея-апикойреса (оставившего веру и позорящего Тору), так как союз был заключён, но со своей стороны я его не выполнил? Спасибо за ответ. N. Читать дальше |
|
Почему нельзя отметить бар-мицву как обычный детский день рождения?23 февраля 2016 года, отвечает Рав Мендель Агранович Шалом, уважаемые раввины! Мы готовимся к радостному событию: нашему сыну скоро 13 лет, бар-мицва. Мы хотели отметить это обычно, как детский день рождения — чай с пирогом или пицца в кругу семьи. Но наш раввин говорит, что этого мало, нужно устроить трапезу, приглашать гостей и т.д. Не могли бы Вы пояснить, каковы источники такого отношения и насколько это обязательно? Заранее спасибо, Я.М. Читать дальше |
|
Есть свинину и креветки опасно для здоровья и жизни?29 декабря 2015 года, отвечает Рав Яков Гельфман Уважаемые раввины. Среди некошерных продуктов, которые любят есть многие нерелигиозные евреи, — свинина и креветки. Мне известно, что запреты Торы бывают двух видов. Те, что понятны любому человеку (например, запрет интимных связей с близкими родственниками), и мистические, не поддающиеся логическому объяснению (например, закон о красной корове). Вопрос. К какой категории законов можно отнести запреты на некошерную пищу? Есть ли в современной медицине и диетологии указания на то, что есть свинину и креветки опасно для здоровья и жизни? С уважением, Савелий Читать дальше |
|
Человеку суждено стать Б-гом!27 октября 2015 года, отвечает Рав Ашер Кушнир Здравствуйте дорогой Рав Ашер Кушнир! 1) соблюдать заповеди по моему мнению надо в духовном, так как когда исполняешь заповеди в материальном мире то не ощущаешь света заповеди, давайте договоримся заповедь = духовное действие в духовном мире. 2) я ощущаю свет только в тех случаях когда думаю в намерении ради Творца, соответственно, то что это было — было ради Творца так как по определению каббалы иначе невозможно получить свет ради себя из — за распространяющегося закона цимцум алеф. Кроме того что я могу сделать для Творца ? Исполнять Его заповеди только этого мало ! Я выразил любовь по отношению к Нему — как чистое отношение к Нему, без облачений (заповедей). При ощущении любви наше я буквально взрывается от света, иначе говоря излучает свет — это правда ! 3) Обещания Грядущего Мира для меня совершенно не достаточно — мне хочется ощутить Грядущий Мир (наслаждения, мудрость и т. п.) здесь в этом мире ибо иначе не стоит жить в этом мире, просто нет для чего жить — учить каббалу = альтруизм — есть для меня необходимость. 4) В последнее время я начал ходить по вашему совету на уроки Талмуда и там я догадываюсь о смысле того о чём идёт речь (в духовном смысле), но опять таки без ощущения духовного мира это всего лишь догадки, а не точные ощущения. 5) После любви к Творцу действительно ничего более высшего нет ни в этом мире, ни в высших духовных мирах. После любви к Творцу должен наступить следующий мир, который будет преследовать другие цели, не те цели которые запрограммированны в этом мире, то есть в следующем мире должна быть цель отличная от цели этого мира — »насладить Творения«, как я могу только догадываться человеку суждено стать Б — гом создать свой мир и наслаждать его или что то в этом духе, либо стать полностью равным Творцу ибо наш развитый эгоизм не позволяет быть меньше чем Творец, наш альтруизм хочет добраться до такого же величия как у Творца и отдавать и отдавать кому угодно, лишь бы восприняли мудрость. Дорогие раввины ! Мир сегодня изменился, мир не желает заученных истин, не желает он и вони застоявшейся воды, мир сегодня алчет постижения себя как индивидума, мир желает постичь — каждый человек чтоб познал своего Творца. Сегодня та истина которую даёт учитель это всего лишь его истина, а я желаю свою Истину, ту которая придёт из моего индивидуального постижения, учитель мог бы помочь на первом этапе, но дальше человек должен карабкаться сам — на едине с Творцом. Сегодня нам нужно чтоб каждый стал самостоятельным Человеком с большой буквы, у которого был бы свой Путь. Насколько я понимаю постижение Творца можно почерпнуть только из Каббалы, так почему же есть мало интернет сайтов с уроками Каббалы, надо наполнять нас знанием Творца, но его — этого знания нет. Дефицит каббалистов, которые ещё почему то не подпускают к себе, а народ стонет, вот вот родит, а вы всё держитесь за старое, расскройте нам мудрость Торы. Дайте ответ на наши духовные запросы, мы не желаем традиции, мы желаем Живого духовного учения! С уважением, Меир Аhава Holon, Israel Читать дальше |
|
Почему недостаточно просто любить Творца всем сердцем?2 октября 2015 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Уважаемый рав! Почему недостаточно любить Творца всем сердцем, зачем нужны заповеди и изучение Торы? Борис Читать дальше |
|
Человек ехал сделать обрезание и умер по дороге... Чему нас учит этот случай?24 августа 2015 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Рав Зильбер упоминает в своей книге моэля — рава Шломо Бокова, который ехал, чтобы сделатъ брис (обрезание), и умер по дороге. Что Рав Зильбер хочет этим сказать? — Еврей, больной, едет сделать мицву, и его лишают её? Что можно отсюда выучить? В. Читать дальше |
|
Что нужно делать, чтобы прожить дольше?18 августа 2015 года, отвечает Рав Мендель Агранович Слышал, что в иудаизме есть ответ на все. А что нужно делать, чтобы прожить дольше? Я. Читать дальше |
|
Когда заповедь «плодитесь и размножайтесь» считается выполненной?17 августа 2015 года, отвечает Рав Яков Шуб Что значит выполнить заповедь плодитесь и размножайтесь? Читать дальше |
|
Сказано ли где-нибудь в Торе об обязанности жениться?11 августа 2015 года, отвечает Рав Яков Шуб Уважаемые раввины, много слышала о том, какое больше внимание уделяется в Иудаизме семейной жизни. А говорится ли где-нибудь в Торе об обязанности жениться? Читать дальше |
|
Является ли общественная молитва ЗАПОВЕДЬЮ?11 февраля 2015 года, отвечает Рав Мендель Агранович Здравствуйте! Хочу спросить: является ли общественная молитва заповедью (спрашиваю от имени мужчины, соответственно, является ли общественная молитва именно ЗАПОВЕДЬЮ)? Спасибо! Л. Читать дальше |
|
«Кицур Шулхан Арух» нарушает общепринятые человеческие нормы?16 января 2015 года, отвечает Рав Ашер Кушнир … ваш «Кицур Шулхан Арух» переполнен расовой, национальной и религиозной нетерпимостью, шовинистическими, нарушающими общепринятые человеческие нормы законами … к примеру, в главе 187 «Законы потерь и находок» говорится, что делать, если находка принадлежит еврею. При той детальности, с которой расписана вся жизнь еврея, странно, что ничего не говорится о том, что делать, если находка принадлежит нееврею. Можно только догадываться… Читать дальше |
|
Как правильно понимать заповедь «плодитесь и размножайтесь»?6 января 2015 года, отвечает Рав Мендель Агранович Уважаемые Равы! Пожалуйста, разъясните, как правильно понимать заповедь «плодитесь и размножайтесь». Я думаю, что если у нас с мужем двое детей, то мы как бы выполняем только половину заповеди, ведь двое вместо двоих, а чтобы умножить, надо было родить хотя бы троих? Н. Читать дальше |
|
Не движемся с женой в одном темпе12 декабря 2014 года, отвечает Рав Ашер Кушнир Мы с женой сделали тшуву два года назад, но у меня с ней постоянные споры на религиозной почве. Каждое продвижение в соблюдении мицвот встречается в штыки. Как только я снова начинаю свою «пропаганду» — скандалы и истерики разгораются с новой силой. Ощущение, что я теряю с ней всякую связь. Что делать, когда темпы продвижения разные? Читать дальше |
|
Для кого предназначены все тонкости алахи?13 ноября 2014 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте уважаемые раввины. Я вдруг задумалась над тем, как тяжело постоянно помнить о всех деталях соблюдения различных мицвот. Ведь деталей очень и очень много, и проучить их один раз совершенно недостаточно. Нужно постоянно ежедневно штудировать Шулхан Арух и другие книги по алахе, чтоб обновлять в памяти все детали. Я даже слышала утверждение (не знаю, насколько это так), что если человек каждый день не учит алаху, то он обязательно что-то забудет и нарушит. (кажется, это касалось законов субботы). А вот сегодня мне пришло в голову, что на протяжении всей нашей истории постоянно учили Тору лишь немногие, максимум 5-10% нашего народа посвящали жизнь изучению Торы, остальные если и учили что-то, то крайне нерегулярно. Большая часть народа целыми днями тяжело работали и максимум один-два раза в неделю посещали урок раввина. На большее у них не было ни сил, ни времени, ни денег. Большая часть народа всегда была относительно неграмотной, а мицвот исполняли так, как научились от своих родителей, а те получили знания от своих родителей и т. д. Соответственно, ни о каком ежедневном изучении алахи речи не шло, и множество деталей, описанных в книгах по алахе, большей частью народа не соблюдались. У меня возник вопрос: так для кого прописывались все эти детали в огромных количествах, если народ не был в состоянии их знать и соблюдать? Получается, что большая их часть относилась только к талмидей хахамим, поскольку только они и занимались их скрупулезным изучением? И именно их имели в виду рабаним, когда писали, что что-то запрещено по подобию другого запрета, чтоб случайно по незнанию не нарушить главный запрет? Получается, что рабаним, устанавливая алаху, знали, что в таком виде ее будет соблюдать лишь небольшая часть талмидей хахамим. Почему же ориентация всегда была именно на них? Почему алаху не привели в такой вид, в котором она была доступной для большей части нашего народа? … Заранее благодарю за ответ. Читать дальше |
|
Какой закон нарушил Каин? Ведь в то время не было запрета убивать?7 сентября 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Какой закон нарушил Каин? Почему он считался убийцей? (Ведь не было в то время закона НЕ УБИЙ или каких-то других запретов). Исраэль Читать дальше |
|
Почему «ортодоксы» не ищут компромисса?15 июня 2014 года, отвечает Рав Ашер Кушнир Мне кажется, что позиция ортодоксов по многим вопросам очень фанатична. Не лучше ли бы было искать путь сотрудничества и компромисса. Ведь гибкость позволяет жить в мире, а вы своим упрямством порождаете много ненависти к себе, ненужных споров. Погибче, друзья, без излишнего фанатизма. Читать дальше |
|
Почему всегда нужно уважать отца?28 мая 2014 года, отвечает Рав Зеев Урман Почему всегда нужно уважать отца? Пример — у мужчины и женщины была близость, сразу после который мужчина покинул женщину. А женщина осталась с плодом. За что же тут уважать? За то, что мужчина скрылся, как только получил удовольствие?? Читать дальше |
|
Как выполнить мицву всем сердцем?10 ноября 2013 года, отвечает Рав Ашер Кушнир Не пойму, как надо выполнять мицвот, к примеру, я накладываю тфиллин. Ну, наложил и сказал благословение, и это все? Читать дальше |
|
Почему вы живёте по законам средних веков?15 сентября 2013 года, отвечает Рав Ашер Кушнир Недавно я вычитал, что религиозные евреи живут по законам, написанным в книге Шулхан Арух. Насколько я знаю, она была написана 500 лет назад. Не пойму, как вы можете сейчас, в XXI веке, жить по устаревшим законам средних веков и не учитываете современные изменения в жизни? Как это вам не надоедает? Читать дальше |
|
У молодой женщины муж в коме. Врачи говорят, не очнется никогда. Развод невозможен...11 сентября 2013 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Шалом, квод ха-рабаним. Я получаю ежедневно Илхот шабат («Законы субботы») по почте. В сегодняшнем разделе была тема пикуах нефеш (опасность для жизни) в шабат. Были приведены слова из Рамбама, которые он приводит на тему некама (месть), процитирую: «Итак, ты узнал, [изучающий,] что законы Торы не месть миру, а милосердие, благодеяние и спокойствие в мире. Правда, Рамбам ограничивает применимость этого принципа. Рассматривая ситуацию, когда необходимо нарушить субботу ради спасения человеческой жизни, он пишет, что Тора по сути своей не мстительна: И запрещено мешкать нарушить субботу ради больного, жизни которого угрожает опасность, как сказано (Ваикра 18, 5): “Соблюдайте же уставы Мои и законы Мои, исполняя которые, человек ЖИВ БУДЕТ ИМИ” — а не умрёт из-за них. Итак, ты узнал, что законы Торы не месть миру, а милосердие, благодеяние и спокойствие в мире». Совсем недавно столкнулся (в принципе, это не в первый раз, что слышал о таких проблемах) с проблемой у молодой женщины, у которой муж попал в автокатастрофу и находится уже несколько лет в состоянии комы. Врачи оценивают ситуацию, что в такой ситуации он хоть и может находиться годы, но не очнется никогда. Все ее попытки каким-либо образом получить статус свободной женщины не увенчались успехом. И в принципе понятно, по какому Закону Торы. Ситуаций, когда женщина может оказаться в подобной ситуации огромное множество. То, что не понятно мне: как осуществляется здесь принцип указанный выше из Рамбама? Тем более, мы прекрасно знаем о значимости цельной семейной жизни в жизни человека и женщины в частности. Знаем о важности мицват она (заповеди об интимных отношениях в браке) и понимаем, естественно, что такая ситуация ставит человека перед испытанием не упасть действительно, не выдержав испытание… Тем не менее, для мужчины в такой ситуации есть все же некий выход, усложненный постановлением, срок которого, как я понимаю, истек, что отдельная тема, которую не стоит, наверно, вносить в рамки этого вопроса. А вот для женщины такого выхода нет! Хотелось бы понять ситуацию и разрешить возникшее в моих глазах противоречие. Заранее благодарен за ответ. Зеев Читать дальше |
|
Можно ли радоваться собственным добрым делам?15 августа 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! У меня возник вопрос касательно еврейской скромности. Можно ли говорить себе, что ты поступил хорошо с точки зрения Торы, или это будет нарушением скромности и самовосхвалением? Другими словами, можно ли наслаждаться добрыми делами, или они должны быть безвозмездными, в том числе и с духовной точки зрения? Заранее спасибо. Е. Читать дальше |
|
От того, что какой-то раввин скажет, моя душа попадет в ад или в рай?11 июля 2013 года, отвечает Рав Зеев Урман Прочитал у вас на сайте: «Всевышний сообщил Моше, что Закон устанавливается не на Небесах, а на земле — мудрецами Торы». Мне непонятно, откуда делается такой вывод. Разве от того, что какой-то раввин (мудрец) скажет, что нужно обязательно носить бороду (как хасиды) или ее можно стричь, то от этого моя душа попадет в ад или рай? Влияет ли соблюдение этого закона на попадание в рай или ад, или это просто средство идентификации порядка на земле? Спасибо. Читать дальше |
|
Почему иудейской женщине нельзя совершать религиозных обрядов?8 июля 2013 года, отвечает Рав Реувен Куклин Уважаемые раввины, почему иудейской женщине нельзя совершать религиозных обрядов? Читать дальше |
|
Можно ли убивать мух?16 июня 2013 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер У нас с дочкой сплошные разногласия практически по любым вопросам. Она считает себя настоящей религиозной еврейской женщиной и трактует, на наш взгляд, абсолютно абсурдно многие заповеди. Так, она счиает, что «не убий» относится и к таким существам, как моль, комар, а также любой гнус, так как это тоже творенья Божьи. И если кто-то из нас, её родителей, прихлопнет моль, поднимается жуткий скандал. Помогите разобраться, ко всем ли твореньям Божьим относится заповедь «не убий». Нам кажется, что это относится только к нам, людям. Но, может быть, мы ошибаемся, а она права. Заранее благодарны за Ваш ответ, который как-то разрядит эту ситуацию. Н. Читать дальше |
|
Что мог знать Моше о законах Творца до выхода из Египта и Синайского Откровения?28 февраля 2013 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Многоуважаемый Рав! Мой вопрос: что и от кого мог знать Моше о Законах Творца до выхода народа из Египта и Синайского Откровения? С уважением, Шимон Читать дальше |
|
Как выполнение заповедей влияет на физическое здоровье человека?24 января 2013 года, отвечает Рав Реувен Куклин Шалом! Выполнение каких заповедей влияет на физическое здоровье человека? Дмитрий Читать дальше |
|
Почему нельзя отменить устаревшие законы?16 января 2013 года, отвечает Рав Моше Пантелят Непонятно, почему нельзя отменить гзерот в наше время? Читать дальше |
|
Народ Израиля исполнял заповеди людей больше, чем заповеди Б-га?10 июля 2012 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Шалом, уважаемый Рав Бен-Цион Зильбер! Песах самеах! Помогите, пожалуйста, понять. Йешайа (29:13—14) говорит: «И сказал Г-сподь: за то, что приблизился (ко Мне) народ этот, устами своими и губами своими чтил Меня, а сердце свое отдалил от Меня, и стало благоговение их предо Мною затверженной ЗАПОВЕДЬЮ ЛЮДЕЙ, поэтому вот, Я опять удивлю народ этот чудом дивным, и ПРОПАДЁТ МУДРОСТЬ мудрецов его, и разум разумных его исчезнет». Из этих слов я читаю, что народ Израиля больше благоговел, а значит и исполнял заповеди ЛЮДЕЙ, а не заповеди Б-жии, раз Всевышний говорит, что это не Его заповеди, а людские? Вопрос такой: КАКИЕ КОНКРЕТНО заповеди людей (т.е., наверное, мудрецов, ведь только мудрецы дают новые заповеди) стали благоговением пред Б-гом? И, соответственно, о КАКИХ МУДРЕЦАХ говорит Всевышний (?), которых народ Израиля признаёт за мудрецов (дающих заповеди людские, свои), но в глазах Всевышнего они — как потерявшие разум? C уважением, Михаил Читать дальше |