Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Отец небесный! У меня только одна просьба: не допусти меня воспользоваться разумом против истины»Раби Михл из Злочева
Спросить семейного консультанта Спросить раввина

Даже стены дома не должны видеть ни одного волоса женщины?

Темы: Ципора Харитан, Любовь, Еврейская женщина, Женщина, Материнство, Головной убор

Здравствуйте, уважаемые рабаним/рабанит! Мой вопрос таков: в книге Зоар я встретила тезис, гласящий, что «даже стены дома» не должны видеть ни одного волоса женщины. В противном случае, она привлекает в дом бедность, ло алейну («не про нас будь сказано»), её дети не будут благочестивыми и большими людьми и т.д.

Я соблюдаю заповедь покрытия головы (парик, кисуй рош, платок), прячу усердно волосы. Как на людях, вне дома, так и дома с мужем в период отдаления. Но неужели заповедь настолько буквальна, что я не должна даже в период разрешённой связи с мужем открывать волосы?

Как следует толковать норму в данном случае? Многое в Торе, устной и письменной, нельзя понимать буквально, именно поэтому обращаюсь к консультантам. Заранее благодарю за ответ. N.

Отложить Отложено
Отвечает Ципора Харитан

Уважаемая N.,

Позвольте сказать Вам, что человек обычного религиозного уровня, который читает книгу Зоар (да еще, наверное, и в русском переводе), уподобляется тому, кто после ознакомительного курса физики для школьников пытается понять квантовую теорию.

Есть люди, которых мы называем «мекубалим». Они не только учат Каббалу, но и стараются соблюдать в повседневной жизни каббалистические обычаи и нормы. Прежде, чем начать это делать, они накопили колоссальные знания, изучая Талмуд и Галаху (еврейский Закон) на самом высоком уровне.

А кроме того, работали над своей личностью и характером по принципам движения Мусар — морального совершенства — в самых разных его проявлениях. Благодаря этой интенсивной учебе они достигли такого уровня, когда для них жизнь по обычаям Каббалы является не тяжелой нагрузкой, а естественным этапом духовного совершенства. Видимо, это совершенство воздействует и на членов их семей.

Но я когда-то читала высказывание одного из них: «Есть красивый каббалистический обычай произносить в субботу благословение на двенадцать хал. Но тот, кто испечет двенадцать хал и произнесет на них благословение, еще не превратится от этого в мекубаля, так как это — лишь крохотный элемент в системе поведения».

А теперь конкретно к Вашему вопросу о «стенах дома», которые «не должны видеть ни одного волоса» женщины… «Простым смертным», как я и Вы, совершенно не предлагается так себя вести.

Есть известная книга «Биньян а-байт» рава Шохатовича, ученика Стайплера зацаль, отца рава Хаима Каневского, где он приводит историю из Талмуда (Йома 47а) о женщине по имени Кимхит, прославленной безупречной скромностью. Семь ее сыновей стали коаним гдолим (первосвященниками). Спросили наши мудрецы Кимхит, как она достигла этого, и она ответила: «Стены моего дома никогда не видели моих волос».

Рав Шохатович пишет, цитируя рава Шнеура Котляра, что обычно не приводят ответ мудрецов ей. А мудрецы ответили: «Многие так пробовали, и у них не получилось». Возникает вопрос: что же, мудрецы считали, что нужно было закрыть еще что-то? Кисти рук? Лицо? Взять на себя еще какие-то дополнительные «устрожения»? Но тогда они так бы и сказали.

На самом деле мудрецы сказали Кимхит: «Ты, несмотря на свою абсолютную скромность, сумела сохранить подлинную близость и любовь с мужем. Другие пробовали так, и оказалось, что это не путь для них. Это вело к отдалению».

Поэтому не надо принимать на себя исполнение каббалистических обычаев, которые на обычном духовном уровне могут больше повредить семейным отношениям, чем способствовать семейному благополучию. И не надо бояться бедности из-за этого, потому что, еще раз повторяю, эти слова обращены не к людям обычного сегодняшнего уровня.

С уважением и пожеланием любви и мира в семье, Ципора Харитан

N. B.:

Как бы ни было любопытно читать книгу Зоар, я все-таки рекомендовала бы воздержаться от ее чтения и заменить его чтением религиозной литературы, которая предназначена «для масс», а не для избранных. А такой литературы очень-очень много, и, поверьте мне, не только я принадлежу к «невеждам», которые книгу Зоар никогда не читали, но и достаточно много других людей с хорошим религиозным образованием.


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Пускать ли ребенка в школу на еврейские праздники для неевреев?

Сегодня, отвечает Ита Минкина

Не могу согласиться на отношения без брака, а замуж родители не пускают…

Вчера, отвечает Ципора Харитан

Каково мнение Торы об общении парня и девушки до свадьбы?

5 мая, отвечает Рика Гдалевич

Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается. Явление антисемитизма почти столь же древнее, как и сам еврейский народ; явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. Читать дальше

Антисемитизм

Рав Ицхак Зильбер

Проблема антисемитизма, его происхождение, почему религиозных евреев так не любят?

Чтобы понять и постичь 14. Почему мировая история изобилует примерами антисемитизма, если предполагается, что Б-г защищает евреев?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Чтобы ответить на этот вопрос сначала посмотрим на вселенную глазами человека неверующего — того, кто считает все окружающее нас результатом некой случайности, а не спланированного Творения

Об антисемитизме

Рав Моше Пантелят

Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.

Антисемитизм в наши дни

Рав Шимон Грилюс