Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Анализ души 24. Глава Толдот. Саба из Кельма: Суть учения Мусар — в исправлении качеств

Рав Хаим Бурштейн, из цикла «Анализ души»
Темы: Толдот, Еврейские качества, Рав Хаим Бурштейн, Мусар

Родные братья Яаков и Эсав выбрали для себя кардинально отличающиеся пути. Путь Эсава – «краснота» желаний, опережающих мышление, и путь беспричинной ненависти. Путь Яакова устремлен вверх и в вечность Будущего Мира.

Эта лекция цикла рава Хаима Бурштейна «Анализ души» посвящена урокам Мусара недельной главы «Толдот».

В главе «Толдот» Ривка, будучи беременной, заметила, что ребенок в ее утробе тянется и к языческому капищу, и к Дому Учения, а значит – он будет бесхребетным человеком, который будет не в состоянии сохранить свою духовную форму. Первый и самый главный урок для нас: Ривка пошла спрашивать, в чём воля Вс-вышнего, у духовных глав своего поколения. Когда мы задаем вопрос раввину, он дает нам верный ответ, во-первых, благодаря своим познаниям в Торе, а во-вторых, так как он лишен пристрастности, от которой мы сами не можем избавиться, если вопрос касается нас и наших близких.

Известно, что Храм был разрушен из-за беспричинной ненависти евреев друг к другу. Но обычно у нас есть причины ненавидеть: кто-то слишком глуп, кто-то слишком умен, кто-то более успешен… Все эти причины имеют место только во взгляде на жизнь Эсава. С точки зрения Яакова, все эти виды ненависти – беспричинны, так как человек, который служит Б-гу, видит в другом человеке Б-жественное творение, не заслуживающее такого отношения к себе, как ненависть.

В тот день, когда Эсав продал своё первородство Яакову за чечевичную похлебку, Эсав совершил 5 страшных грехов, в числе которых – прелюбодеяние, убийство и т.д. Саба из Слободки задает вопрос: почему Эсава назвали «Эдом» (что отражает красный цвет похлебки: красный), тогда как другие грехи были более серьезны. Ответ на этот вопрос таков: вся дальнейшая жизнь Эсава будет символически связана с этой краснотой. Краснота – это желания, опережающие мышление; желания, более сильные чем мышление; и неготовность подвергнуть желания тормозам мышления. Яаков и Эсав поделили между собой миры, и Яаков взял себе Будущий Мир, а Эсав – этот, материальный, где он только желает и никогда не доходит до удовлетворения. 

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше