Из цикла «Кицур Шульхан Арух», темы: Трапеза, Кицур шульхан арух, Еврейская свадьба, Шева брахот, Раби Шломо Ганцфрид, Биркат а-Мазон
1. Перед Биркат а-Мазон, произносимым в присутствии десяти человек, тот, кто читает благословение, произносит: «Отведи скорбь и гнев…», и произносят: «Благословен Б-г наш, ибо веселье в жилище Его…». И следует в этом отрывке читать: «Ему принадлежащую пищу мы ели…», без союза «и», то есть не так: «и Ему принадлежащую пищу мы ели…». После Биркат а-Мазон благословляющий берет второй стакан и произносит на него шесть благословений, а после этого поизносит благословение над стаканом, над которым читал Биркат а-Мазон: «…сотворивший плод виноградной лозы». И лучше не наполнять стакан для шести благословений до произнесения Биркат а-Мазон.
Нужно следить за тем, чтобы мужчины и женщины не ели в одной комнате, потому что, если они едят в одной комнате, не произносят: «…ибо веселье в жилище Его…», поскольку, если злое начало властвует, нет радости.
2. Если юноша (то есть вступающий в первый брак) берет в жены девушку, или вдову, а также если вдовец (то есть вступающий не в первый брак) берет в жены девушку, благословения произносят таким образом в первой трапезе, которую устраивают сразу после свадьбы, однако не следует делать эту трапезу днем, а именно ночью после дня свадьбы или даже на следующий день (поскольку первая трапеза — это как будто трапеза, на которой присутствуют «новые лица»). А после первой трапезы, и также во все остальные семь дней праздничного пира, благословляют таким образом, если присутствуют «новые лица».
3. Если же нет «новых лиц», то, если вместе с женихом в трапезе участвуют мужчины, не являющиеся членами его семьи, пришедшие ради дружеской радости, не произносят: «Отведи скорбь и гнев…», а произносят: «Возблагодарим Имя Твое…», «…ибо веселье в жилище Его…», а после Биркат а-Мазон благословляющий берет второй стакан и произносит над ним благословение: «…сотворивший веселье и радость…», а после этого берет стакан, над которым произносился Биркат а-Мазон, и произносит на него благословение: «…сотворивший плод виноградной лозы». И для всего этого не обязательно присутствие десяти человек, а можно произнести все это, если есть трое; если же жених устраивает трапезу только с членами своей семьи, ничего этого не читают.
4. Если вдовец взял в жены вдову, то, если они устроили первую трапезу в день свадьбы, даже если она затянулась до ночи, произносят все те благословения, которые указаны в параграфе 1; если же до ночи они не начали есть, то, если в трапезе участвуют люди, пришедшие на нее ради дружеской радости, произносят благословения так, как описано в параграфе 3, даже если присутствуют «новые лица». И так делают во все трапезы в три первых дня.
5. Присутствие «новых лиц» означает, что некий человек пришел на трапезу ради дружеской радости и ради него ставят на стол несколько больше угощений, даже если он и не ест. А Шаббат, а также в первый и второй Йом-Тов считается, как будто присутствуют «новые лица», но только, если речь идет о вечерней или утренней трапезах; однако третья трапеза считается трапезой в присутствии «новых лиц» только в случае, если жених произносит речь, посвященную толкованию какого-либо отрывка Торы (драш).
6. Если кто-то приглашает жениха и невесту поесть у него, то, если им у него в доме отводится отдельная комната, в которой они могут находиться наедине и радоваться, то эта комната рассматривается как их хупа и можно произнести «семь благословений»; если же нет, то не произносят даже благословения: «…сотворивший веселье и радость…» и не читают отрывка: «ибо веселье в жилище Его…».
7. Если участники свадьбы разделились на несколько компаний, даже если они едят в разных домах, не имеющих выхода в то помещение, в котором находится жених, все равно в каждой группе произносят все эти благословения, поскольку все они участвую в трапезе, устроенной в честь свадьбы. Однако слуги, которые едят после свадебной трапезы, не произносят всех этих благословений.
8. Если человек снова женится на женщине, с которой однажды развелся, не читают отрывка: «…ибо веселье в жилище Его…». В первой трапезе, которая устраивается в первый день, произносят «семь благословений», а в последующий трапезах не читают уже ничего.
9. Заповедь требует веселить жениха и невесту, плясать перед ней и сказать ей, что она красивая и милосердная (как сказано про Эстер: «И оказалась красивой и милостивой для него»). И мы встречаем в Талмуде рассказ о том, как рабби Йегуда бар Илай плясал перед невестой.
10. Запрещено рассматривать невесту. Но можно рассматривать ее украшения и фату, покрывающую ее голову.
11. У некоторых принято, если невеста во время семи дней праздничного пиршества была нечиста, после этого, в день ее окунания в микву, также устраивать трапезу и приглашать других людей; и этот обычай неправильный, и следует отменить его по соображениям скромности. Если же устраивают небольшую трапезу для домочадцев и произносят отрывок: «…ибо веселье в жилище Его…» — этого обычая можно не отменять. Однако «семь благословений» не произносятся ни в каких других случаях, кроме описанных выше.
12. Тот, кто берет в жены девушку, должен радоваться вместе с ней семь дней, которые называются семью днями пиршества. В это время не следует ни заниматься ремеслом, ни торговать на рынке, а только есть и пить и радоваться вместе со своей женой, независимо от того, идет ли речь о первом браке или о последующих. Даже если жена не настаивает, чтобы ее молодой муж не занимался ремеслом, это все равно запрещено, и запрещено ему выходить на улицу в одиночку. Если же человек берет в жены не девственницу, то, если у него самого это не первый брак, он по всем мнениям не обязан радоваться больше трех дней. Если же у него это первый брак, то, по некоторым мнениям, он должен радоваться со своей женой семь дней, поскольку все эти семь дней для него произносят «семь благословений»; и, как бы то ни было, в данном случае жена может сказать, что не настаивает, чтобы муж эти дни не работал.
(Что делать молодому мужу, если на один из семи дней его пиршества выпал общественный пост — см. выше, глава 121, параграф 7, и глава 141, параграф 2).
13. Женившийся должен оставаться в своем городе целый год, чтобы радоваться вместе со своей женой, как сказано: «Не пойдет в армию… чистым будет для дома своего один год, и будет радоваться со своей женой». Однако женщина имеет право сказать, что не настаивает на этом (и ее разрешением можно воспользоваться — перев.).
Читайте: тема Шева брахот — семь свадебных благословений
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти