Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Если человеку трудно соблюдать субботу, значит, эта душа раньше не соблюдала субботу?

Темы: Исправление, Суббота, Душа, Адам, Заповеди

Отложить Отложено

Здравствуйте. У меня такой вопрос. Я слышал, что, если, к примеру, человеку трудно соблюдать субботу, значит, душа эта раньше не соблюдала субботу. И вообще слышал такую вещь: в тех областях, где человеку трудно, — там и заключается его исправление.

К примеру, мне трудно что-то даётся: или с девушками знакомиться трудно, или даже тот же пример с субботой. Я вот только не знаю, каким именно образом искать исправление? Или со временем оно придёт? Либо нужно что-то стараться делать для этого? Хотя и так стараюсь, не знаю, какие варианты ещё могут быть. Александр

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Александр!

Когда мудрецы говорят, что выполнение заповеди, которая человеку трудно дается, является его «исправлением», они имеют в виду: выполнение такой заповеди станет его истинным достижением и именно за это достижение человек получит самую большую награду.

Ведь понятно: чем бОльше усилий приложено, тем ценнее результат. Так оно и по логике, и так гласит мишна в «Пиркей Авот» (5:23): «По страданию и награда». А человек создан для того, чтобы трудиться, совершенствовать себя и мир и зарабатывать награду. Поэтому, если что-то дается слишком легко, значит, он создан не для этого, а для чего-то более трудного. Ведь если, например, человек с легкостью решает задачки по математике или физике, значит, ему надо не продолжать заниматься этим всю жизнь, а развивать свои способности и переходить к более сложным задачам, даже если с ними справиться будет труднее. Вот и с заповедями так: если что-то дается слишком легко, это, конечно, значит не то, что ему не следует эту заповедь выполнять вообще, а что основная награда будет не за нее, а за нечто более сложное.

В то же время это не значит, что человеку непременно надо стремиться делать то, что противоречит его природе и естественным наклонностям. Ведь, если задачки по математике даются легко, но музыкальный слух не очень хороший, это не значит, что нужно оставить математику и пытаться учиться пению, преодолевая себя, — здесь результат, скорее всего, будет неудовлетворительным и свое призвание человек не исполнит. Кто-то все равно будет петь лучше него, а того математика, каким он мог бы стать, не будет.

Поэтому, как сказано, речь скорее о том, чтобы каждый осуществлял свое естественное призвание, но при этом стремился к выполнению задач, которые трудны даже для него — способного или талантливого в этой сфере человека. Стихи Пушкина, казалось бы, льются легко, тем не менее, известно, что он их помногу переписывал — то есть на самом деле было нелегко, пусть он и был гением. Даже для гения задача может быть трудной, и именно в ее преодолении заключается его истинное достижение. Вот и с заповедями так.

С другой стороны, если речь идет о запретах Торы, то их, вне зависимости от способностей и наклонностей, все в равной степени обязаны соблюдать. Возьмем Ваш пример с субботой: ее должны соблюдать все евреи, выбора тут нет. Но и здесь действует принцип: чем труднее соблюдать, тем бОльшим достижением станет преодоление трудностей и успешное соблюдение — и тем больше будет награда. Это и значит, что для Вас это будет «исправлением».

«Исправлением» (тикун) это называется потому, что изначально созданный Б-гом человек — Адам — представлял собой все человечество и вмещал в себя души всех людей, которым предстояло от него произойти. Если бы он выдержал испытание, то уже тогда добился бы полного совершенства той всеобъемлющей души. Но он не выдержал и нарушил запрет, «загрязнив» и «испортив» ту душу, и ей понадобилось «исправление».

Но сам Адам, не сумев усовершенствовать и удержать свою душу от падения, исправить ее тоже был уже не в состоянии. Поэтому она была разбита на множество составляющих — каждый из потомков Адама в течение истории получил частицу его души, которую он теперь должен «исправить» и усовершенствовать. А это значит, исполнить свое предназначение, свою роль в общем деле человечества — коллективного Адама. Общее предназначение было трудным, но выполнимым, поэтому такой должна быть и каждая его составляющая, роль каждого человека.

Таким образом, речь идет не о том, что есть какое-то особое «исправление», которым Вы можете добиться улучшения в трудном для Вас деле, а о том, что усилия и успех в этом деле и станет для Вас истинным достижением — исправлением и совершенствованием доставшейся Вам частицы души человечества.

То, как именно стараться и преодолевать трудности, — зависит уже от конкретных обстоятельств и причин, по которым Вам сложно, например, соблюдать субботу. Трудно воздержаться от той или иной запрещенной работы-мелахи — их ведь много типов? От какого-то развлечения, которым привыкли себя радовать в выходной? Или сложно прекращать работу, которой зарабатываете на хлеб, опасаетесь убытков? Или просто не можете отлучиться? Или синагога далеко от дома и трудно туда ходить, а не ездить, как в будни? В каждом из этих случаях проблема несколько иная, и, соответственно, решение надо искать соответствующее. Это Вы, конечно, можете более конкретно спросить и обсудить с раввинами.

Что касается утверждения, что «душа раньше не соблюдала субботу», возможно, это значит, что возвращение души в этот мир (гильгуль) совершается с целью исправить то, что в предыдущей жизни исправить не удалось. Поэтому, если исполнение той или иной заповеди в этой жизни трудно дается, значит, как сказано, оно и является целью пребывания человека здесь. А это, в свою очередь, означает, что в предыдущей жизни, возможно, он недостаточно хорошо выполнял эту заповедь, и ему недостает этого аспекта совершенства и полноценности души. Поэтому он и был вновь послан сюда, чтобы это доработать.

Но на практике это мало что меняет: так или иначе, Вам сейчас надо добиться успешного выполнения этой заповеди, а для этого — определить причины, по которым это сделать трудно, и найти способы преодоления препятствий.

В чем и желаю Вам успеха.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Аарон — родной брат Моше Рабейну. Великий мыслитель, пророк, первый в ряду первосвященников Храма, прямой предок всех священников-коэнов. Вместе с Моше сыграл ключевую роль в еврейской истории — при Исходе из Египта и за сорок лет блуждания по пустыне. Читать дальше