Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Яаков заповедал сразу похоронить его в Земле Кнаан, а Йосеф — нет?

Темы: Йосеф, Идолопоклонство, Земля Израиля, Египет, Яаков, Махпела, Похороны, Казни Египетские

Отложить Отложено

Шалом. У меня такой вопрос. В главе Ваехи мы читаем о смерти Яакова и Йосефа. Но Яаков заклял похоронить его в земле Кнаан, а Йосеф попросил забрать его останки, когда все будут выходить из Египта. Почему Йосеф должен был остаться в Египте, а Яакова вынесли из Египта сразу? Ведь если бы он попросил, чтобы его сразу похоронили в земле Кнаан, то братья исполнили бы его просьбу и ни одно войско не остановило бы их. Заранее спасибо за ответ. Моше

Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте, Моше!

Спасибо за интересный вопрос. Ответ на него разделю на две части. Сначала посмотрим, почему Яаков заповедал похоронить его в земле Кнаан, в пещере Махпела, а затем — почему тело Йосефа осталось в Египте.

Сказано в Торе (Ваехи 47:29): «И подошло время Исраэля умереть, и призвал он сына своего Йосефа и сказал ему: если я нашел благоволение в глазах твоих, то положи руку твою под бедро моё и окажешь мне милосердие и истину, не хорони меня в Египте. И дабы лечь мне с отцами моими». Раши приводит мидраш, указывающий три причины, по которым Яаков заповедал похоронить его в земле Кнаан:

1) Во время десяти египетских казней, а именно — когда весь Египет наполнится вшами, сама земля там превратится во вшей, и Яаков не хотел, чтобы его тело оказалось среди кишащих насекомых;

2) Когда мертвые воскреснут, только те, кто похоронен в Земле Израиля, встанут сразу, а те, кто похоронен в других местах, должны будут проделать путь под землей, чтобы встать в Земле Израиля. И это перемещение причинит им страдание…

3) Яаков не хотел, чтобы египтяне начали поклоняться ему как идолу, приходя на его могилу.

Комментаторы приводят ещё несколько возможных причин:

4) Египтяне по большей части были грешниками, и Яаков не хотел быть похороненным рядом с ними.

5) Память о человеке связана с местом его захоронения, и Яаков хотел, чтобы память о нем была связана с землей, где будут жить его потомки.

Некоторые комментаторы говорят, что первую из причин, о которых говорит Раши, следует понимать иначе. А именно: Яаков опасался, что, если он будет похоронен в Египте, то в награду за его заслуги весь Египет избежит положенных ему казней.

Поэтому многие комментаторы задаются вопросом, который Вы задали: почему Йосеф не поступил подобно Яакову — не попросил похоронить его в земле Кнаан, а только заповедал (Ваехи 50:25): «Когда вспомнит Всесильный о вас, вынесите мои кости отсюда»? Приведу основные объяснения:

1) Яаков обращал свою просьбу — похоронить его в земле Кнаан — к Йосефу, который был вторым человеком в Египте и мог эту просьбу исполнить. А Йосеф обращался к своим братьям и их детям и понимал, что им египтяне не позволят выполнить его последнюю волю.

2) Йосеф опасался: если египтяне узнают, что не только Яаков, но и он сам не желает быть похороненным в Египте, это породит в сердцах египтян ненависть к евреям, ставящих Египет ниже своей Страны.

3) Йосеф опасался: если все евреи пойдут хоронить его в землю Кнаан, как это было во время похорон Яакова, то египтяне разграбят их имущество, а быть похороненным египтянами он не хотел.

С уважением, Менахем Эпель

Материалы по теме


Аарон — родной брат Моше Рабейну. Великий мыслитель, пророк, первый в ряду первосвященников Храма, прямой предок всех священников-коэнов. Вместе с Моше сыграл ключевую роль в еврейской истории — при Исходе из Египта и за сорок лет блуждания по пустыне. Читать дальше