Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Иногда приходят воспоминания о прошлых грехах и становится плохо на душе, начинаю ненавидеть себя...

Темы: Ненависть, Красота, Предназначение, Грех, Милосердие, Давид, Депрессия, Цари Израиля, Музыка

Отложить Отложено

Шалом! Иногда приходят воспоминания о прошлых грехах, и мне становится плохо на душе. Мне иногда кажется, что у Него не хватит милости для меня, и я начинаю скорбеть в душе. Мне становится мерзко думать о себе, и начинаю ненавидеть себя, свою душу и свою плоть, в такие минуты.

У меня не получается, как у Скарлетт О’Хара, сказать себе: «Об этом я подумаю потом», нет, грехи всплывают передо мной, как будто все они были вчера или только что. В основном эти воспоминания приходят тогда, когда я начинаю мечтать о себе, думая, что я исполнил какую-то заповедь или совершил какое-то доброе дело, когда начинаю сравнивать себя с праотцами и со святыми людьми.

Как будто Он снова бросает меня в прах, показывая мне, что я ничтожество. Потом я долго отхожу от мрачных мыслей, отвлекаясь изучением духовной литературы. Скажите, так должно быть? Может, есть какие-то особые молитвы для облегчения души? N.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

С одной стороны, великий праведник царь Давид пишет в Тэилим (51:5): «И грех мой всегда передо мной». Так что в этом плане, возможно, происходящее с Вами так же «нормально», как и то, что происходило с ним. Но, с другой стороны, тот же царь Давид пишет (там же 100:2): «Служите Б-гу с радостью». Ибо в «нормальном» случае это тоже должно быть.

Помнить о грехе и сожалеть о нем надо потому, что это показывает наше ненаплевательское отношение к Б-гу и к нашей связи с Ним. Если так получилось, что нашими действиями был оскорблен близкий человек, это естественным образом должно вызывать у нас печаль и сожаление. Потому что мы хотим поддерживать близость с ним, а такой поворот затрудняет это, возводит стену между нами.

Но, если в результате греха мы надолго погружаемся в уныние, в депрессивное состояние и думаем, что, мол, я ничтожество и этот человек никогда меня не простит, и не достоин я его, и боимся показаться ему на глаза, — это станет «самоосуществляющимся» пророчеством: так мы действительно убьем отношения с тем ближним. Вместо того чтобы просто извиниться, со всей искренностью — и жить дальше. Дружить и продолжать идти по жизни с радостью.

Вот и с Б-гом так. Он создал человека для того, чтобы тот совершенствовал себя и окружающий мир. А для этого нужен позитивный настрой. Да, грех — это оплошность в исполнении проекта, проигранное сражение. Однако можно проиграть сражение, но выиграть войну. Если, упав, встать, отряхнуться, извиниться за причиненный ущерб, извлечь уроки — и продолжить путь, восхождение на вершину с Его помощью. Иначе поражение в одном сражении действительно станет поражением в войне. А как раз этого Б-г не хочет. Не для этого Он создал человека.

Это в принципе. На практике трудно судить человека, не будучи «на его месте», в том же положении, что и он, и я Вас судить права не имею. Может быть, у Вас в жизни были тяжелые и трагические ситуации, из-за которых Вас в целом одолевает печаль и в глазах темнеет. В такой ситуации невозможно просто так предложить человеку радоваться жизни и бодро по ней шагать.

Но, все же, если Вас беспокоит, что Б-г считает Вас «ничтожеством» и показывает Вам это, позвольте предложить иную интерпретацию того, что Он Вам сообщает.

Если бы Вы были, не дай Б-г, ничтожеством, недостойным пребывания в этом мире, Б-г бы Вас давно отсюда убрал. Средств у Него достаточно. Но ни одно из них Он пока что в Вашем отношении не применил. Значит, Вы Ему нужны. Зря Он здесь людей не держит. (Если возразите, что много в мире ничтожеств, я отвечу: а откуда мы знаем, что они ничтожества? Б-г нам сказал?) И для чего Вы Ему нужны? Для того чтобы размышлять весь день о своем ничтожестве? Вряд ли. Скорее, для того, чтобы строить и совершенствовать мир.

Вы иногда мечтаете, сравнивая себя с праотцами и праведниками? Вообще-то так действительно должно быть: «Человек всегда должен говорить: когда сравнятся мои деяния с деяниями праотцев?» (Тана де-Вэй Элияу 25). Но Вы видите, с каким настроем это говорится? Это не отчаянная констатация «факта», что, не дай Б-г, «я ничтожество» и никогда с ними не сравнюсь, а, наоборот, стремление и жажда достижений: когда же я с ними сравнюсь!

И само осознание того, что они — наши праотцы, должно придавать силы: мы же их потомки, наследники их духовных сил. Вся суть их «отцовства» в том, что они не просто развили и усовершенствовали эти силы, но сделали их неотъемлемой частью своей души и передали в наследство нам, произошедшему от них народу и тем, кто к этому народу присоединился. И сегодняшние праведники — тоже живое свидетельство того, что эти силы можно развить. Думаете, у них все легко и нет в жизни проблем и испытаний? Нет, это есть у всех, просто каждый ощущает только свои проблемы, а у других видит красивый фасад.

И у царя Давида, казалось бы, такого неоспоримо великого праведника, тоже жизнь была на самом деле очень тяжелая. Более того — многие всерьез считали его ничтожеством, что можно увидеть, внимательно читая повествование Танаха о его жизни (Книга Шмуэля). Вам, по крайней мере, никто так в лицо не говорит — а ему говорили! При всем честном народе (см., например, Шмуэль II 16:7). И как он на это реагировал? Продолжал служить Б-гу с усиленным рвением — и вдохновением. «С радостью».

Как именно он обретал эту радость и вдохновение?

В частности — с помощи музыки. Ведь песня строить и жить помогает. Вот и Давиду помогала: он сам играл на арфе и звался «сладкозвучным певцом Израиля» (там же 23:1). И своему тестю Шаулю помогал своей игрой развеять мрачные мысли (Шмуэль I 16:23).

Так что, не знаю, какие у Вас отношения с музыкой, но, возможно, Вам не помешает слушать ее больше. Того типа, что Вам нравится, конечно. И в классике, и в современной музыке можно найти вдохновенную, и, даже если нет настроения включать ее, все равно попробуйте, «аппетит» может прийти во время «еды» (личный опыт).

И не только музыку Б-г создал в этом мире, но и шедевры архитектуры, и красоты природы, и другие виды красоты — и все для того, чтобы ими любовались Вы! Серьезно. Он же дал Вам жизнь и поместил Вас там-то, и там же поместил красоты. (Ну, или на экране, к которому у Вас есть доступ). Зачем? Затем, чтобы Вы ими любовались, зачем же еще? И чтобы вдохновлялись. Открывали для себя созданный Им прекрасный мир, наслаждались им и преисполнялись желания принять участие в его дальнейшем совершенствовании.

Вот чего Он на самом деле от нас хочет. Так что, хотя сейчас Вам трудно так просто подняться и запеть, постарайтесь начать делать маленькие шажки. По мере возможности: немного больше музыки, немного больше любования архитектурой и природой, немного больше общения с друзьями и близкими. Или вкусной еды — в буквальном смысле. (Для чего Б-г ее создал, если не для того, чтобы ею насладились Вы?) А там, глядишь, во всех смыслах придет и «аппетит». И хорошее настроение не покинет больше Вас.

Чего Вам и желаю.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Аарон — родной брат Моше Рабейну. Великий мыслитель, пророк, первый в ряду первосвященников Храма, прямой предок всех священников-коэнов. Вместе с Моше сыграл ключевую роль в еврейской истории — при Исходе из Египта и за сорок лет блуждания по пустыне. Читать дальше