Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Чем виноваты все первенцы Египта?!

Темы: Песах, Пасхальный седер, Египет, Правосудие, Первенец, Египетское рабство

Отложить Отложено

Шалом! Где есть справедливость? Чем виноваты все первенцы египтян? Почему Всевышний не умертвил только первенца фараона? Неужели все египтяне были плохими, что заслужили такое наказание и страдание, когда умерли их дети? Разве здесь действует принцип «мера за меру?» Все египтяне справедливо заслужили такое наказание? Неужели не было египтян, которые помогали, любили и дружили с евреями? За что? За то, что фараон потопил еврейских детей, когда издал раньше такой приказ?

Отвечает рав Арье Гальчук

Шалом, и спасибо за честные вопросы!

Сказано в Торе (Шмот, 4:21-23): «И сказал Б-г Моше: “На пути обратно в Египет помни обо всех чудесах, которые Я поручил тебе совершить, и сделай их на глазах у Фараона — а Я укреплю его сердце, и он не отпустит народ. И скажешь ты Фараону: так сказал Б-г: сын мой, первенец — Израиль. Говорю Я тебе: отпусти сына Моего, чтобы он служил Мне, но ты отказываешься его отпустить, и вот: Я убиваю твоего сына, твоего первенца”».

Раби Овадья Сфорно объясняет в своем комментарии: хотя в конце дней все народы признают Творца и будут Ему служить, Израиль, все же, останется для Него дороже других. Во-первых, потому, что он — Его сын, то есть, служит Ему как сын, из любви, а не как раб — за награду или из страха наказания. И, во-вторых, потому, что он — Его первенец, первый из народов, обратившийся к Нему. И вот, — говорит Б-г, — Я убиваю твоего первенца, согласно закону Б-жественного правосудия, действующего по принципу «мера за меру». (Иными словами: ты не даешь сыну вернуться к Отцу, и за это потеряешь своего собственного сына). И, действительно, по мнению Сфорно, именно казнь первенцев явилась наказанием Фараону, остальные же казни были лишь призывом к египтянам раскаяться, ведь Всевышний «не желает смерти грешника» (Йехезкель 18:32) и не закрыл перед ними врата раскаяния. И, если бы они сумели поступить мудро, то вернулись бы к Творцу, по крайней мере, из страха перед новыми казнями.

Вы задаете очень серьезные вопросы: почему наказанием Фараону стала смерть всех египетских первенцев, почему они должны отвечать за дела Фараона? И неужели не было тех, кто хорошо относился к евреям, за что пострадали они? А почему погибли дети, в чем они виноваты?

Позвольте попытаться ответить на Ваши вопросы, но для начала хочу сказать, что сами они, возможно, не совсем корректны. Ведь само то, что у человека есть возможность жить, исполняя волю Творца, и получать за это награду, является проявлением бесконечного милосердия Всевышнего. Жизнь — это подарок Творца, Он дал нам этот подарок и может забрать его у нас, когда пожелает. И, если в случае гибели абсолютного праведника Мера правосудия может возразить: «Он делает все что может, чтобы исполнить Твою волю, зачем Ты забираешь его раньше срока?!», о других людях такого сказать нельзя.

Ведь Всевышний не обязан проявлять Свое милосердие бесконечно. Во времена катастроф и стихийных бедствий те люди, у которых есть особые заслуги, спасаются (если такова Его воля; и могут даже помочь спастись другим), остальные же погибают, и в этом нет несправедливости... А во время казни первенцев, как мы знаем, и евреям понадобились особые заслуги, чтобы спастись от этой казни.

Это же относится и к гибели маленьких детей… Поскольку они еще не успели в своей жизни ничего сделать, нет несправедливости в том, что Б-г решает по какой-то причине забрать их, для того, например, чтобы наказать родителей, не дай Б-г…

Мы должны сказать, что казнь первенцев была наказанием как для Фараона, так и для всех египтян. Ведь все они, даже самые униженные рабы, не хотели отпускать евреев, все в той или иной мере издевались над евреями и радовались их несчастью. (См., например, комментарий Раши на Шмот 11:5, 12:29; комментарий Сфорно к Шмот, 11:5; Шмот Рабба 18:10). А кто не издевался и не радовался несчастью, тот не умер. Действительно, мидраш рассказывает (Шмот Рабба, там же), что не все первенцы погибли. Те египтяне, которые хорошо относились к евреям, приняли вместе со своими семьями участие в Пасхальном Седере в еврейских домах, спаслись и вместе с евреями вышли из Египта!

С уважением, Арье Гальчук

 

Материалы по теме

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Какие основные причины египетского рабства?

Яков Гельфман

Ведь о них сказано еще Аврааму в Берешит, когда за евреями никаких грехов не числилось?

Ночь Седера

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера

Как евреи, привыкшие за сотни лет чувствовать себя рабами, смогли освободиться от этого чувства?

Рав Яков Шуб

Ведь многие народы так и не смогли...


Еврейские родители всегда отличались особым отношением к своим детям. А в традиционных еврейских семьях, ка правило, много детей. С другой стороны, еврейское воспитание — это не дрессировка, а установление в душе ребёнка точных духовных и этических ориентиров. Читать дальше