Темы: Песах, Пасхальный седер, Египет, Правосудие, Первенец, Египетское рабство
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Где есть справедливость? Чем виноваты все первенцы египтян? Почему Всевышний не умертвил только первенца фараона? Неужели все египтяне были плохими, что заслужили такое наказание и страдание, когда умерли их дети? Разве здесь действует принцип «мера за меру?» Все египтяне справедливо заслужили такое наказание? Неужели не было египтян, которые помогали, любили и дружили с евреями? За что? За то, что фараон потопил еврейских детей, когда издал раньше такой приказ?
Шалом, и спасибо за честные вопросы!
Сказано в Торе (Шмот, 4:21-23): «И сказал Б-г Моше: “На пути обратно в Египет помни обо всех чудесах, которые Я поручил тебе совершить, и сделай их на глазах у Фараона — а Я укреплю его сердце, и он не отпустит народ. И скажешь ты Фараону: так сказал Б-г: сын мой, первенец — Израиль. Говорю Я тебе: отпусти сына Моего, чтобы он служил Мне, но ты отказываешься его отпустить, и вот: Я убиваю твоего сына, твоего первенца”».
Раби Овадья Сфорно объясняет в своем комментарии: хотя в конце дней все народы признают Творца и будут Ему служить, Израиль, все же, останется для Него дороже других. Во-первых, потому, что он — Его сын, то есть, служит Ему как сын, из любви, а не как раб — за награду или из страха наказания. И, во-вторых, потому, что он — Его первенец, первый из народов, обратившийся к Нему. И вот, — говорит Б-г, — Я убиваю твоего первенца, согласно закону Б-жественного правосудия, действующего по принципу «мера за меру». (Иными словами: ты не даешь сыну вернуться к Отцу, и за это потеряешь своего собственного сына). И, действительно, по мнению Сфорно, именно казнь первенцев явилась наказанием Фараону, остальные же казни были лишь призывом к египтянам раскаяться, ведь Всевышний «не желает смерти грешника» (Йехезкель 18:32) и не закрыл перед ними врата раскаяния. И, если бы они сумели поступить мудро, то вернулись бы к Творцу, по крайней мере, из страха перед новыми казнями.
Вы задаете очень серьезные вопросы: почему наказанием Фараону стала смерть всех египетских первенцев, почему они должны отвечать за дела Фараона? И неужели не было тех, кто хорошо относился к евреям, за что пострадали они? А почему погибли дети, в чем они виноваты?
Позвольте попытаться ответить на Ваши вопросы, но для начала хочу сказать, что сами они, возможно, не совсем корректны. Ведь само то, что у человека есть возможность жить, исполняя волю Творца, и получать за это награду, является проявлением бесконечного милосердия Всевышнего. Жизнь — это подарок Творца, Он дал нам этот подарок и может забрать его у нас, когда пожелает. И, если в случае гибели абсолютного праведника Мера правосудия может возразить: «Он делает все что может, чтобы исполнить Твою волю, зачем Ты забираешь его раньше срока?!», о других людях такого сказать нельзя.
Ведь Всевышний не обязан проявлять Свое милосердие бесконечно. Во времена катастроф и стихийных бедствий те люди, у которых есть особые заслуги, спасаются (если такова Его воля; и могут даже помочь спастись другим), остальные же погибают, и в этом нет несправедливости… А во время казни первенцев, как мы знаем, и евреям понадобились особые заслуги, чтобы спастись от этой казни.
Это же относится и к гибели маленьких детей… Поскольку они еще не успели в своей жизни ничего сделать, нет несправедливости в том, что Б-г решает по какой-то причине забрать их, для того, например, чтобы наказать родителей, не дай Б-г…
Мы должны сказать, что казнь первенцев была наказанием как для Фараона, так и для всех египтян. Ведь все они, даже самые униженные рабы, не хотели отпускать евреев, все в той или иной мере издевались над евреями и радовались их несчастью. (См., например, комментарий Раши на Шмот 11:5, 12:29; комментарий Сфорно к Шмот, 11:5; Шмот Рабба 18:10). А кто не издевался и не радовался несчастью, тот не умер. Действительно, мидраш рассказывает (Шмот Рабба, там же), что не все первенцы погибли. Те египтяне, которые хорошо относились к евреям, приняли вместе со своими семьями участие в Пасхальном Седере в еврейских домах, спаслись и вместе с евреями вышли из Египта!
С уважением, Арье Гальчук
Читайте на сайте: Правосудие и справедливость
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Фараон не хотел отпускать еврейский народ. Он не признавал власть Творца. И тогда последовала череда казней египетских, а за ними — чудесный Исход. Краткая история праздника.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Даат Твунот»
Зло не является постоянной материей. После прихода Машиаха оно исчезнет. Но пока что наша цель — противостоять злу при помощи добрых дел.
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Барух Лехт
Рав Элияу Левин,
из цикла «Песах, Сфират аОмер, Шавуот. Законы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Беhаалотха»
Рав Овадья Климовский
В чём заключается смысл десяти казней?
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Яков Гельфман
Ведь о них сказано еще Аврааму в Берешит, когда за евреями никаких грехов не числилось?
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ