Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«В Аду есть шесть отделений, каждое из них состоит из десяти. Шестое включает в себя все остальные отделения и называется “смерть”. В нём получает наказание тот, кто мог учить Тору и не учил»Виленский Гаон, Эвен Шлема 7, 12

Чем виноваты все первенцы Египта?!

Темы: Песах, Пасхальный седер, Египет, Правосудие, Первенец, Египетское рабство

Отложить Отложено

Шалом! Где есть справедливость? Чем виноваты все первенцы египтян? Почему Всевышний не умертвил только первенца фараона? Неужели все египтяне были плохими, что заслужили такое наказание и страдание, когда умерли их дети? Разве здесь действует принцип «мера за меру?» Все египтяне справедливо заслужили такое наказание? Неужели не было египтян, которые помогали, любили и дружили с евреями? За что? За то, что фараон потопил еврейских детей, когда издал раньше такой приказ?

Отвечает рав Арье Гальчук

Шалом, и спасибо за честные вопросы!

Сказано в Торе (Шмот, 4:21-23): «И сказал Б-г Моше: “На пути обратно в Египет помни обо всех чудесах, которые Я поручил тебе совершить, и сделай их на глазах у Фараона — а Я укреплю его сердце, и он не отпустит народ. И скажешь ты Фараону: так сказал Б-г: сын мой, первенец — Израиль. Говорю Я тебе: отпусти сына Моего, чтобы он служил Мне, но ты отказываешься его отпустить, и вот: Я убиваю твоего сына, твоего первенца”».

Раби Овадья Сфорно объясняет в своем комментарии: хотя в конце дней все народы признают Творца и будут Ему служить, Израиль, все же, останется для Него дороже других. Во-первых, потому, что он — Его сын, то есть, служит Ему как сын, из любви, а не как раб — за награду или из страха наказания. И, во-вторых, потому, что он — Его первенец, первый из народов, обратившийся к Нему. И вот, — говорит Б-г, — Я убиваю твоего первенца, согласно закону Б-жественного правосудия, действующего по принципу «мера за меру». (Иными словами: ты не даешь сыну вернуться к Отцу, и за это потеряешь своего собственного сына). И, действительно, по мнению Сфорно, именно казнь первенцев явилась наказанием Фараону, остальные же казни были лишь призывом к египтянам раскаяться, ведь Всевышний «не желает смерти грешника» (Йехезкель 18:32) и не закрыл перед ними врата раскаяния. И, если бы они сумели поступить мудро, то вернулись бы к Творцу, по крайней мере, из страха перед новыми казнями.

Вы задаете очень серьезные вопросы: почему наказанием Фараону стала смерть всех египетских первенцев, почему они должны отвечать за дела Фараона? И неужели не было тех, кто хорошо относился к евреям, за что пострадали они? А почему погибли дети, в чем они виноваты?

Позвольте попытаться ответить на Ваши вопросы, но для начала хочу сказать, что сами они, возможно, не совсем корректны. Ведь само то, что у человека есть возможность жить, исполняя волю Творца, и получать за это награду, является проявлением бесконечного милосердия Всевышнего. Жизнь — это подарок Творца, Он дал нам этот подарок и может забрать его у нас, когда пожелает. И, если в случае гибели абсолютного праведника Мера правосудия может возразить: «Он делает все что может, чтобы исполнить Твою волю, зачем Ты забираешь его раньше срока?!», о других людях такого сказать нельзя.

Ведь Всевышний не обязан проявлять Свое милосердие бесконечно. Во времена катастроф и стихийных бедствий те люди, у которых есть особые заслуги, спасаются (если такова Его воля; и могут даже помочь спастись другим), остальные же погибают, и в этом нет несправедливости... А во время казни первенцев, как мы знаем, и евреям понадобились особые заслуги, чтобы спастись от этой казни.

Это же относится и к гибели маленьких детей… Поскольку они еще не успели в своей жизни ничего сделать, нет несправедливости в том, что Б-г решает по какой-то причине забрать их, для того, например, чтобы наказать родителей, не дай Б-г…

Мы должны сказать, что казнь первенцев была наказанием как для Фараона, так и для всех египтян. Ведь все они, даже самые униженные рабы, не хотели отпускать евреев, все в той или иной мере издевались над евреями и радовались их несчастью. (См., например, комментарий Раши на Шмот 11:5, 12:29; комментарий Сфорно к Шмот, 11:5; Шмот Рабба 18:10). А кто не издевался и не радовался несчастью, тот не умер. Действительно, мидраш рассказывает (Шмот Рабба, там же), что не все первенцы погибли. Те египтяне, которые хорошо относились к евреям, приняли вместе со своими семьями участие в Пасхальном Седере в еврейских домах, спаслись и вместе с евреями вышли из Египта!

С уважением, Арье Гальчук

 

Материалы по теме


В главе Ваэра рассказывается о первых семи Казнях Египетских, которые Вс-вышний обрушил на фараона и египтян. Читать дальше

Недельная глава Ваэра

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра

Начало главы Ваэра. Книга Шмот 12

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»

«Ваэра» («И я явил себя»)

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованиемотпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном.

Ваэра. Я выбираю свободу

Рав Ефим Свирский