Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Человек должен в первую очередь заботиться о потребностях души, а потом уже о потребностях тела. Но это верно только в том случае, когда речь идёт о его душе и о его теле. Если же он должен заботиться о других людях, то в первую очередь следует заботиться об удовлетворении их материальных нужд.»Рав Исроэль Салантер

Всевышний предложил Тору народам мира так, что они отказались?

Темы: Зоар, Народы мира, Ишмаэль, Дарование Торы, Эсав, Бней Ноах, Тора

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемые раввины! Прежде всего, хотел бы вас поблагодарить за материалы этого сайта. Много раз я находил здесь исчерпывающие ответы и указания на источники интересующих меня вопросов. Спасибо за вашу работу! Я не смог разобраться и найти ответы на некоторые вопросы по одному эпизоду, помогите, пожалуйста.

Известно, что, прежде чем предложить Учение сынам Исраэля, Господь предложил Тору сынам Эйсава и Ишмаэля.

1. Как именно Господь предложил им Тору? У тех народов не было своего Моше, значит, их способность воспринимать слова Господа была намного ниже. Известно ли, что именно и как было предложено народам Эйсава и Ишмаэля?

2. Как они могли отказаться? В точности ли они понимали условия принятия Торы? Или же они понимали, но боялись не выполнить свои обязательства и погибнуть из-за этого? Я понимаю, что этот договор сейчас доступен любому нееврею и далеко не все спешат его принимать, даже понимая условия, но я не понимаю явный и окончательный отказ от возможности принять Тору.

3. Почему народам Эйсава и Ишмаэля Господь вообще предлагал Тору? И почему именно в такой последовательности?

Отвечает рав Нахум Шатхин

Здравствуйте!

Действительно ли хотели народы мира получить Тору?

В Зоаре (глава Балак) рассказывается, что Всевышний предлагал Тору ангелам-хранителям («князьям», сарим) семидесяти народов, а не разговаривал с представителями этих народов. То есть, все решалось на Небесах.

Согласно книге Зоар, весь процесс выглядит совершенно иначе, чем нам представляется на первый взгляд.

Всевышний знал, что ни один народ не в состоянии полностью отказаться от своего «я». Что у каждого из них есть что-то врожденное и сокровенное, с чем они ни при каких условиях не согласятся расстаться. И, чтобы отсечь на будущее претензии, что им не предлагали Тору, Всевышний переговорил с их ангелами-хранителями. Но только каждому из них раскрывался запрет именно на то, от чего он не мог отказаться.

Более того, там приводится диалог Всевышнего с ангелом Эйсава, который категорически отказался от Торы и добавил: «Я не возьму, но знаю один народ, который точно не откажется, — евреи». Из чего видно, что все боялись Торы как огня. Ведь если нельзя убивать, то нельзя и обороняться, что делает человека беззащитным. А запрет давать взятку ограничивает возможности человека на поприще бизнеса. И так далее, человек праведник-паинька всегда будет беззащитным и «неспособным». И тут Зоар раскрывает истинный смысл этого предложения Всевышнего народам мира.

Увидев, что народы мира видят в Торе только проблему и хотят избавиться от нее всеми силами, Всевышний требует у них «подарок» за отказ. Что-то вроде штрафа. Чтобы каждый из народов дал евреям немного того, чем они так дорожат, только в правильной «дозировке». Эйсав дает способность противостоять вооруженному нападению, что позволило Давиду «поставить на колени» весь Ближний Восток, чтобы его сын Шломо смог спокойно построить Храм. Определенная доза «развратности», свойства, которым отличается Ишмаэль, необходима для реализации заповеди плодитесь и размножайтесь. И так — от каждого народа (Зоар больше не приводит примеры качеств, часть которых была получена от других народов).

Таким образом, всё, что тогда произошло, было процессом обогащения еврейского народа. И нет необходимости «оправдывать» тех, кто отказался от Торы. Никто и никогда, кроме евреев, не хотел надеть на шею ярмо Торы и заповедей. И никогда не захотят (народы в целом, а не отдельные люди, как Вы упоминаете).

А что касается порядка упоминания, то с этим все просто. Эйсав является этническим евреем, отказавшимся от миссии быть продолжателем и носителем идей своих праотцев. Но потенциал и внутренняя святость существуют (этим объясняется обилие герим из народов Европы, явление, которого практически нет в среде мусульман). Ишмаэль является не полноправным наследником Авраама, а лишь сыном наложницы, что отодвигает его как наследника на второй план.

С уважением, Нахум Шатхин

Материалы по теме


Через Моше Всевышний осуществил спасение евреев из Египта, передал на горе Синай Тору, которая так и называется — «Торат Моше», Тора Моисея. Еврейская традиция говорит, что Моше был первым человеком, достигшим абсолютного совершенства, а следующим будет Машиах (Мессия). Читать дальше