Темы: Дерех Эрец, Еда, Рав Моше Сытин
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом алейхем! Меня с детства родители учили за столом не разговаривать, по принципу «когда я ем я глух и нем!» Но в нашей синагоге после служения, во время трапезы, раввин говорит: «Давайте поговорим, задавайте вопросы». Разве это по этикету? Есть на это какое-то объяснение? Тода раба (спасибо большое!)
Здравствуйте!
В Талмуде (Таанит 5 б) сказано: «Нельзя разговаривать во время еды, чтобы еда не попала в дыхательное горло». Этот запрет был внесен в кодекс Шульхан Арух (170:1). Запрет очень строгий: нельзя даже пожелать «будь здоров», если кто-то чихнул, нельзя обсуждать слова Торы во время еды.
Но в комментарии Мишна Брура (170:1) мы находим некоторое «послабление»: в перерывах между переменами блюд — разговаривать можно. А если так, то лучше всего использовать это время для слов Торы, что, видимо, и делал раввин в Вашей общине.
Кроме того, автор комментария «Приша» считает, что запрет разговаривать во время еды, приведенный в Талмуде и в Шульхан Арухе, актуален только для тех времен, когда люди ели «лежа», т. е. облокотившись на левую руку. Когда едят в такой позе, велика опасность поперхнуться, если разговаривать с полным ртом. Но сегодня, когда мы едим сидя, этот запрет неактуален. Мнение автора «Приши» приняли такие законодатели, как Биркей Йосэф (170, 1) и Элия Рабба. Однако При Мегадим (Эшель Авраам 170:1) и Арух а-Шульхан (170:2) не приняли это мнение и полагают, что запрет разговаривать во время еды актуален и сегодня.
В конечном счете, общепринятое поведение основывается на мнении тех законодателей, которые сочли возможным «сделать послабление». Поэтому большинство людей, среди которых и авторитетные раввины, не придерживаются этого правила и позволяют себе вести беседу даже непосредственно во время еды.
Тем не менее, даже если мы примем «послабление», мне кажется, что любой родитель согласится: в рамках правильного воспитания не стоит позволять детям разговаривать во время еды, поскольку, как показывает практика, детям значительно легче поперхнуться, чем взрослым.
Вы задали также вопрос, соответствует ли это этикету. Действительно, это еще одна сторона вопроса, на которую следует обратить внимание. Безусловно, каждый человек должен придерживаться общепринятых норм поведения, то, что на языке мудрецов называется «Дэрех Эрец». Правила этикета могут значительно различаться в разных условиях — в зависимости от конкретной эпохи и культурной среды, а также от характера общения между людьми. Насколько мне известно, правила этикета запрещают разговаривать только с набитым ртом. Поэтому, если беседовать в перерывах между переменами блюд, это не нарушит требований самого строгого этикета.
С уважением, Моше Сытин
Рав Реувен Пятигорский
Рав Элияу Тавгер
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Дерех эрец»
Избранные главы из книги рава Шауля Вагшала «Будьте добры!»
Рав Лейб-Нахман Злотник
Ремесло или правильное поведение?
Рав Моше Пантелят
Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Что такое еда и какова ее функция в нашей жизни. В чем сущность самой идеи еды?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Путеводитель по кашруту»
Проблемы кашрута в современном мире. Фирменные знаки организаций, контролирующих кашрут
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Рав Моше Сытин
Как определить область «пеот»?
Рав Моше Сытин
Ведь так мы изменяем тот свой образ, который сотворил Б-г?
Рав Моше Сытин
Если человек может работать, но предпочитает кормиться подаянием, он все равно настоящий нищий?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ