Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

В Хануку принято дарить подарки жене и детям?

Темы: Ханука, Праздники, Подарки

Отложить Отложено

Слышал, что в Суккот и Песах принято дарить жене и детям подарки. А нужно ли в Хануку тоже что-то подарить?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо, что обратились к нам. Действительно, Талмуд (Псахим 109а) говорит, что есть особая заповедь: радоваться в праздник (йом тов — Суккот, Песах, Шавуот). Это включает также — дарить подарки жене и детям. Шулхан Арух (529:2) говорит, что в праздники, чтобы создать атмосферу радости, надо дарить домочадцам подарки по их вкусу: детям — сладости, жене — одежду или украшения и т. п.

Поэтому Ваш вопрос можно сформулировать так: существует ли особая заповедь радоваться и в Хануку? Талмуд (Шабат 21 б) говорит: мудрецы постановили, что на следующий год после победы над греками дни Хануки будут праздничными — днями восхваления и благодарности. Означает ли это, что в Хануку есть особая заповедь радоваться, как и в другие праздничные дни? Или же праздничность этих дней — только в восхвалении и благодарности Всевышнему?

Тур (Орах Хаим 670) приводит мнение учителя своего отца, Маарама из Ротенбурга: трапеза, которую устраивают в Хануку, не имеет статуса трапезы, участвуя в которой человек выполняет заповедь (сеудат мицва). Поскольку праздник Ханука установлен только как время восхваления и благодарности Всевышнему, а не как «время радости», проявлением которой является праздничная трапеза.

Рав Мордехай Яфе (Левуш, Орах Хаим 670) дает этому интересное обоснование. Он говорит, что, в отличие от событий, предшествовавших установлению Пурима, когда евреям угрожало физическое уничтожение, во время событий, предшествующих установлению Хануки, евреям угрожало уничтожение духовное: греки стремились оторвать их от Торы и заповедей. Поэтому Пурим празднуют на «физическом» уровне — устраивают трапезу и радуются, а Хануку — на духовном уровне: восхвалением и благодарностью Всевышнему.

С другой стороны, рав Шломо Лурия («Йам шель Шломо», Бава Кама 7:37) цитирует Рамбама (Законы Хануки 3:3), где о «радости» говорится и в связи с Ханукой.

Шулхан Арух (670:2) устанавливает закон в соответствии с мнением Маарама из Ротенбурга: трапезы, которые устраивают в Хануку, не имеют статуса сеудат мицва. При этом Рамо (670:2) пишет: если есть возможность, лучше устроить трапезу. Однако он связывает это с тем, что в эти дни было завершено строительство Мишкана в пустыне, а также вновь начали приносить жертвы в Храме после победы над греками. Но, если за трапезой поют песни, восхваляющие Всевышнего, и произносят слова Торы, она получает статус сеудат мицва.

Таким образом, в Хануку нет специальной заповеди радоваться (в отличие от йом това), поэтому нельзя сказать, что существует обязанность дарить подарки.

Тем не менее, рав Исраэль-Песах Файнандлер (1945-2011; респонс «Авнэй Яшфэ» 1:129) пишет, что, по возможности, нужно дарить подарки и в Хануку, чтобы атмосфера в доме была более радостной.

Он также отмечает, что зачастую дни Хануки совпадает с праздниками других конфессий, когда у них принято дарить подарки. Но дарить подарки в Хануку не будет запрещено в качестве «следования путям неевреев» (см. Рамо, Йорэ Дэа 188:1), ведь этот запрет распространяется только на обычаи, которые не имеют логического обоснования или связаны с распутством или идолопоклонством, а в данном случае дарение подарков вполне логично.

Кроме того, известно, что слово «Ханука» имеет тот же корень, что и слова «хинух» — «воспитание». Поэтому зажигание ханукальных свечей, когда вся семья собирается вместе, — это хорошая возможность передать детям любовь к выполнению заповедей и изучению Торы. А, как известно, ничто не открывает сердце ребенка так успешно, как хороший подарок.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Йеуда хоть и не был старшим сыном Яакова, тем не менее, именно он был одним из лидеров среди своих братьев. Его имя, как и название колена Йеуды, переросло в название всего еврейского народа и еврейской религии. Йеуда не боялся брать на себя ответственность. В одном из эпизодов Торы описано, как Йеуда смог переломить себя и прилюдно совершить тшуву, раскаяние. Мудрецы говорят, что именно за это он удостоился стать родоначальником царского рода. Читать дальше