Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Властен ли Б-г над временем?

Темы: Время, История, Рав Меир Мучник

Отложить Отложено

Добрый день! Скажите, пожалуйста, с точки зрения иудаизма, властен ли Б-г над временем? В том смысле, что может ли Он само время повернуть вспять или, наоборот, «перелистнуть» вперед? Борис

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Борис!

Если честно, не будучи Б-гом, довольно трудно представить себе и с уверенностью сказать, как именно Он обращается со временем. Можно лишь высказывать предположения.

Как известно, время во многом сравнимо с пространством. По нему мы тоже «движемся». А в плане пространства Б-г не просто «находится везде». О Нем даже невозможно сказать, что он где-то «находится». Наоборот, Его Самого называют Маком — «Место». Потому что не Он находится в мире, а мир находится в Нем. Он не находится «вне» или «выше» системы координат или «внутри» нее. Он вообще не «принадлежит» этой системе, а творит и контролирует ее, будучи совсем иного рода Существом.

Так же и со временем. Он не просто «был», «есть» и «будет» «всегда». И не просто «вне» или «выше» шкалы времени. Как и пространство, эта шкала существует «в Нем». Не Он есть сегодня и будет завтра, а «сегодня» и «завтра» существуют в Нем.

Но это еще не все.

Каждая точка пространства — это не просто место. Это творение Б-га, сотворенное со своей определенной целью. Известно, например, что Запад и Восток принципиально отличаются друг от друга. Это различие не случайно, оно создано Б-гом для того, чтобы каждая часть человечества, каждая цивилизация выполняла свою роль. И одним из «инструментов», с помощью которых Б-г придает ей ее особый характер, является место. Как говорят мудрецы (см. Раши к Бемидбар 13:18), «одни страны выращивают сильных, другие — слабых...» И люди, чувствуя это, относятся к своим местам как к «родным» и в целом к своей стране — как к «родине», «матери».

Так что земля и в целом «место», каждая точка пространства — это творение Б-га, которое имеет свои свойства и расположено Им там, где оно должно быть.

Так оно и со временем. Как и координаты пространства, шкала времени — не просто условность. Отличаются друг от друга разные народы, но отличаются и разные поколения, разные этапы истории. Современные русские и американцы не могут найти общий язык друг с другом — но с представителями собственного народа столетней давности каждый из них тоже не нашел бы общего языка. Да и с поколением родителей с трудом его находит. Разные жизни, разные условия, разные менталитеты.

Более того, очевидно, что Б-г располагает поколения и эпохи не просто так, а в определенном порядке. Одна эпоха следует за другой и вытекает из нее, одно поколение воспитывает другое, пусть слегка и отличное от него. Протекает «исторический процесс». На каждом этапе общество либо продолжает тот путь, на который встало предыдущее поколение, либо, наоборот, «отменяет» совершенный ранее поворот, показавшийся слишком крутым: если тогда качнуло слишком влево, то теперь качнет слишком вправо.

После античности должно было наступить средневековье, за ним — исторически более близкие нам периоды. После крайне правого национализма-нацизма с его чрезмерной нетерпимостью должно было качнуть в крайний левый интернационализм и чрезмерную толерантность. После царей должен был быть Ленин, после него — Сталин, после него — Хрущев и так далее, вплоть до Горбачева, Ельцина и Путина. И в Америке после Буша — Обама, а после него — Трамп, как бы каждый из них ни раздражал другую часть политического спектра.

Все это означает, что каждая эпоха была именно в то время, на той точке шкалы, где и должна была быть; ни одна из них не могла быть в другом месте. Они могли следовать только в том порядке и продолжаться и меняться именно с той скоростью.

Теперь можно попробовать ответить на Ваш вопрос. Может ли Б-г повернуть время вспять или «перелистнуть» вперед?

Физически-то может. Время — это Его творение, и Он может ставить каждую его «точку», куда пожелает, — или переставлять по Своему усмотрению. Не то что «перелистывать», а «вырывать» страницы из одного места и «вклеивать» их в другое.

Как может Он и «играть» с пространством и переставлять его точки, как захочет. Например, «вырвать» со своих мест Америку и Россию или Африку и поменять их местами. Вот потехи будет.

Но вот есть ли во всем этом смысл, и станет ли Б-г на самом деле так поступать?

В эпоху дарования Торы Б-г временами совершал открытые чудеса, такие, как рассечение Красного моря, и некоторые из этих чудес «затрагивали» пространство и время. Например, в ковчег, построенный Ноахом, вместились по два или по семь представителей всех видов фауны — то есть целый гигантский зоопарк. На пути из Земли Израиля в Харан Элиэзер, слуга Авраама, а потом и Яаков удостоились «прыжка пути» (кфицат а-дерех), чудесным образом переместившись на большое расстояние. Это — в пространстве. Во времени — то же: для Яакова на том же пути в Харан солнце внезапно зашло рано, чтобы ему пришлось заночевать в святом месте. А потом, на пути обратно, оно рано для него взошло, чтобы излечить от увечья, нанесенного ангелом Эйсава. На другом этапе истории солнце остановилось для Йеошуа и отложило свой заход, чтобы дать ему возможность засветло добить врагов.

Заметим, однако, что все эти чудеса заключались не в «перематывании» времени или «перетасовке» разных его отрезков, а только в продлении или укорачивании текущего отрезка. Да и это — только несколько раз в истории, по особым случаям, в эпоху, когда Б-г иногда совершал открытые чудеса. Но после окончания той эпохи открытых чудес любого типа, включая и этот, не наблюдается. Тем более — какого-либо «перематывания».

И в свете сказанного понятно, почему: в этом просто нет смысла. Ведь Б-г уже расположил каждую точку в пространстве и каждый момент во времени именно там и тогда, где и когда они должны быть. Античное общество должно было существовать именно в свое время в Египте, Греции и Риме, средневековое — именно в свое время в Европе, современная Америка — сейчас на Западе, Россия — на севере Евразии, арабы — на Ближнем Востоке, Китай — на Дальнем. Все исторические этапы, события и конфликты были следствием нахождения народов и отдельных людей именно там и тогда, где и когда они находились.

Поэтому перемещение кого-либо в другое место или время нарушит весь расклад — зачем?

Чтобы предотвратить какие-то войны или бедствия? Это все равно не удастся: при любом раскладе чьи-то интересы или идеи столкнутся, и будет конфликт, со всеми вытекающими. Или хуже.

Да, фантасты любят играть со временем и воображать, что кому-то удалось вернуться назад и что-то предотвратить. Но это чистого рода фантастика, и логика подобных сценариев никогда не выдерживается полностью. Просто круто вообразить то, что на практике невозможно, и люди с удовольствием читают и смотрят, и платят деньги. Но к реалиям жизни это не имеет никакого отношения — да и пользы от этого на самом деле быть не может (на что, впрочем, даже многие из фантастов намекают). Что произошло, то и должно было произойти, нравится нам это или нет.

Вера в Б-га означает веру не только в Его всемогущество, но и в Его мудрость и совершенство Его планирования и управления миром. Он уже расположил пространство и время так, как надо. Отдельным людям и целым народам и цивилизациям предоставлена возможность жить именно там и тогда, где и когда их характер вписывается в общую схему истории и где они могут использовать свои способности для созидания и совершенствования.

Какой смысл мог бы быть в любой «манипуляции» со временем? Зададим похожий, но более «приземленный» вопрос: какой смысл конструктору посреди работы сконструированной им машины вынимать разные ее части и переставлять их на другие места? Да, он может это сделать, но зачем? Ведь так он только повредит свое изобретение, нарушит его функционирование и сведет на нет всю пользу, которую намеревался от него получить. Наоборот, сконструировав машину один раз, он даст ей функционировать, а сам будет продолжать наблюдать и контролировать процесс. В крайнем случае — делать небольшой ремонт, а иногда, если надо, реконструировать по-крупному. Но не просто переставлять части местами.

Вот и Б-г так со Своей машиной истории. Пусть функционирует, согласно Его чертежам и планам, несмотря на весь скрежет и визг. Шум от строительства может быть неприятным, зато потом нашему взору откроется прекрасный дворец.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме

Понятие времени в свете толкования традиционных текстов

Рав Мордехай Кульвянский

Впервые слово «время» (зман) появляется в Танахе в книге «Коэлет»: «Для всего есть время, для каждой вещи — срок под Небесами». Достойно удивления, что все пять книг Торы, книги пророков, псалмы, Ийов, Хроники (!) обходились без слова «время». Конечно, есть годы, месяцы, дни и ночи и даже часы, связанные с движением светил, а понятие времени — только в «Коэлет». Несомненно, это великая новость, осознать которую нам мешает только то, что мы уже давно живем в мире, в котором это слово сказано.

Берешит — творение времени

Рав Моше Шапиро

Суть существования как длительности — находиться между началом и завершением или идти от начала к завершенности

Сотворение мира и наука. Времена года, сутки и годы

Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»

Солнце и Луна

Когда было создано время?

Рав Реувен Куклин

Как время связано с материей?


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ