Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Неужели Б-г правда не посылает испытаний выше сил человека?

Темы: Самоубийство, Запреты, Испытание, Заповеди, Истина, Праведник, Рав Яаков Гельфман, Самосовершенствование

Отложить Отложено

Существует распространённое мнение, что, якобы, «Б-г не посылает испытаний выше сил человека». Есть ли этому подтверждение в Торе? Если есть, почему тогда люди совершают самоубийства? Получается, испытание может быть всё-таки выше сил?

Отвечает Яков Гельфман

Здравствуйте!

Вопрос, который Вы задаёте, чрезвычайно важен, на мой взгляд. Но трудно дать на него однозначный ответ.

Попробую привести здесь размышления, которые возникли у меня на эту тему — на основе моих знаний и обсуждения со знающими и понимающими людьми.

Источник утверждения, которое Вы приводите, насколько мне известно, следующий. Рав Йехезкель Абрамский после Второй мировой войны некоторое время был раввином в Англии. Там он читал лекции по недельной главе евреям — студентам университета. И дошёл до главы Ки Теце, где приводится закон, согласно которому разрешено жениться на женщине (нееврейке), пленённой на войне. Рав Абрамский колебался: как правильно преподать эту тему молодым людям, достаточно далёким от еврейства?

И на лекции он вывел из этой заповеди следующий урок. Есть люди, которые считают, сказал он, что соблюдение Торы для них неприемлемо. Одни скажут, что невозможно в наше время соблюдать субботу. Другим тяжело с кашрутом и т. п. Но Тора дана на все времена. И Творец, зная человеческую природу и условия жизни, дал только заповеди, которые под силу человеку. Откуда мы это знаем? Из нашей недельной главы.

Ведь как можно объяснить, зная строгое отношение Торы к разврату вообще и к связи с нееврейкой в частности (см. конец главы Пинхас), что в данном случае Тора разрешает запретную связь? Вывод однозначен. Творец учитывает здесь слабость человеческой природы и то состояние, в котором человек находится на войне, невольно для себя встречаясь с соблазном. И поэтому разрешает то, от чего человек всё равно не смог бы воздержаться.

Так значит, Тора не предписывает того, что невозможно исполнить? А если Тора всё же что-то предписала, значит, это по силам человеку! Так закончил урок рав Абрамский.

Но это — в общем и целом. То есть, понятно, что заповеди Торы даны человеку, а не ангелам и, соответственно, учитывают природу человека. Но, с другой стороны, понятно: чтобы соблюдать заповеди, нужна хорошая подготовка и знания.

Когда человек с рождения воспитывается в обществе, полностью живущем по законам Торы, он получает эту подготовку — моральную и информационную. Всегда будут те, кто ему поможет в этом, поправит и направит в нужном направлении. Но, если человек вырос в среде, ценности и «устои» которой кардинально отличаются от ценностей и устоев Торы, то понятно, что ему будет очень трудно соблюдать предписания Торы. И даже после того, как он постепенно привыкнет к требованиям Закона, изменить само мышление останется для него совсем непростой задачей.

В таком случае понятно, что требования Небес к нему на каждом из этапов его продвижения — иные, чем требования к человеку подготовленному. Правда, нужно оговориться: так как человеку трудно определить свои возможности, душевные и физические, нужно стараться соблюдать всё, что в наших силах, постоянно советуясь с мудрыми людьми, приобретая новые знания, а главное — делать всё это чистосердечно, не пытаясь увильнуть от истины. Ведь, в конце концов, это в первую очередь в наших интересах!

Но Вы говорите об испытаниях. По моему пониманию, испытание — это проверка человека в той области, где, вроде бы, он уже ведёт себя правильно в обычных условиях. Но не знает, сможет ли повести себя правильно в условиях экстремальных...

От чего зависит, выстоит ли человек в испытании? Это зависит от того, насколько глубоко принципы, которым он следует, укоренились в его сознании, и от его иерархии приоритетов. Например, если соблюдение кашрута для человека не так важно, а вот привычка хорошо поесть — очень сильна, то, если он окажется в ситуации, когда кошерная пища недоступна, а соблазн велик, он оступится и попробует некошерного. Это испытание, которого он не выдержит.

Поставят ли его Свыше в такую ситуацию? Вполне возможно, если он мог приобрести моральную закалку для того, чтобы ставить интересы духовные выше материальных, но не сделал этого. И, даже если у него не было такой возможности, подобного рода испытание может заставить его задуматься о роли кашрута в его жизни и пересмотреть своё отношение к еде.

Если мы задумаемся над сказанным, то поймём, что возможность выстоять в испытании строится задолго до того, как приходит само испытание. Ведь это напрямую зависит от той системы ценностей, которую человек строил в своей душе в течение всей жизни, предшествующей испытанию. И, если человек шёл неверным путем, то неудивительно, что он не сможет выдержать испытания, которые ставит перед ним жизнь.

То же самое касается и отношения к жизни вообще. Иерархия ценностей нерелигиозного общества, когда жизнь важна только для удовлетворения желаний и потребностей, приводит к росту числа самоубийств. Ведь, если человек не достиг желаемого или переживает глубокий кризис, то ставится под вопрос ценность самой жизни… И часто человек оказывается не в состоянии снести это горе или стыд и т. д. И получается, что перед ним испытание, которого он не может выдержать...

Но, на самом деле, если бы он жил ценностями Торы, то знал бы истинную ценность жизни. И тогда — или не оказался бы вообще в такой ситуации, или не дошёл бы до самоубийства.

Конечно, для любого человека из плоти и крови существуют испытания, которые он не в силах преодолеть. Это мы видим в нескольких местах в Талмуде. В общем и целом можно сказать, что человек, который старается идти путем Торы в соответствии со своим разумом и возможностями и ИЗБЕГАЕТ ситуаций, в которых соблазн слишком велик, учитывая свои слабости, не подвергнется таким испытаниям или сможет преодолеть трудности.

Но, даже если и оступится, не упадёт духом, а продолжит работать над собой, чтобы не упасть ещё раз. И об этом сказано: «Ибо семь раз упадет праведный, но (всё равно) встанет…» (Мишлей 24:16).

С глубоким уважением, Яков Гельфман

Материалы по теме


Йеуда хоть и не был старшим сыном Яакова, тем не менее, именно он был одним из лидеров среди своих братьев. Его имя, как и название колена Йеуды, переросло в название всего еврейского народа и еврейской религии. Йеуда не боялся брать на себя ответственность. В одном из эпизодов Торы описано, как Йеуда смог переломить себя и прилюдно совершить тшуву, раскаяние. Мудрецы говорят, что именно за это он удостоился стать родоначальником царского рода. Читать дальше