Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Преждевременная смерть — это наказание или что-то иное в Б-жественном Провидении?

Темы: Свобода выбора и предопределенность, Смерть, Жизнь, Рав Эльяким Залкинд, Праведники, Заслуги

Отложить Отложено

Шалом, уважаемые! В Торе часто делается акцент на долгие годы жизни праведников в контексте их заслуг, или на сокращение лет их жизни из-за ошибок и неточностей в выполнении воли Бога. Получается, что продолжительность жизни человека зависит напрямую от его заслуг?



Но мы, в то же время, часто можем наблюдать противоположную картину. Умирают в самом расцвете сил хорошие люди или ни в чем не повинные дети. К примеру, совсем недавно террористы убили в Израиле раввина, работавшего на скорой и безвозмездно оказывавшего помощь людям. И есть много других подобных примеров. Как Вы разъясните этот парадокс?



Преждевременная смерть — это наказание или что-то иное в Божественном провидении? Спасибо. С уважением, Виталий. Также спасибо за ответы на предыдущие вопросы.

 

Отвечает рав Эльяким Залкинд

Уважаемый Виталий,

Разделим Ваш вопрос на две части:

1. Зависит ли продолжительность жизни от заслуг и провинностей человека?

2. Что означает преждевременная смерть: наказание это или что-то иное?

Начнем со второго. Подумаем: разве мы знаем срок, отведенный каждому, кто приходит в этот мир, чтобы говорить о преждевременности его ухода? Ведь у каждой души свои задачи, испытания и исправление, которые она должна пройти. И обычно после решения этих задач ее забирают из мира для решения иных задач, в ином месте.

И зависит все это от несчетного числа факторов — собственной сути души, ее корня, от накоплений и долгов, оставшихся от предыдущих воплощений. Речь идет о долгах перед Всевышним, перед другими людьми, перед собой, своими задачами. Так, например, если душа почти завершила свое исправление и не хватает только работы и испытаний, для прохождения которых достаточно только родиться в этом мире и уйти из него, — она может воплотиться в ребенке, который уйдет вскоре после рождения. Или проживет несколько лет, чтобы выполнить что-то еще недостающее. И т. д.

И поскольку, когда речь идет о конкретном человеке, мы не можем знать его задач и сроков, мы не можем и сказать, что он ушел преждевременно. Напротив, скажем, что ушел точно в свой срок. Обстоятельства же этого ухода, даже иногда трагические, были лишь необходимым испытанием для него и для окружающих, каждому — в соответствии с планами и задачами, данными его душе.

Теперь обратимся к первой части Вашего вопроса. Действительно, мы находим в Торе и Традиции, передаваемой нашими мудрецами, случаи, когда были изменены сроки ухода человека из этого мира. Так, первому человеку, Адаму, после его нарушения было отведено 1000 лет жизни, но прожил он, как сказано в Торе, 930 лет. И Традиция говорит, что 70 лет по его просьбе были отданы душе царя Давида, которой прежде полагалось оставить мир сразу после рождения. Благодаря «подарку» Адама царю Давиду дано было прожить 70 лет. Праотцу Аврааму было назначено 180 лет (так же, как его сыну Ицхаку), но прожил только 175. Всевышний ускорил его уход, чтобы не дать увидеть, как его внук Эсав оставит его путь, и позволить умереть спокойно, в «доброй седине». Сара ушла в возрасте 127 лет, «раньше времени», Яаков в 147, на 33 года раньше своего отца Ицхака — в каждом случае мудрецы сообщают нам причины преждевременного ухода. И таких примеров, как Вы сказали, немало.

Есть и случаи продления жизни. Так, царю Хизкияу были дарованы 15 дополнительных лет благодаря его раскаянию и молитве. У мудрецов есть два пути объяснения: одно — ему были возвращены годы, отведенные изначально, второе — Всевышний добавил ему годы к отведенным изначально. Много подобных примеров и в Талмуде. И на протяжении всей истории, и сегодня нам известны случаи, когда по благословению праведников или за определенные заслуги человека удостаивался долголетия. Или рано покидал этот мир из-за своих преступлений, мера за меру. Так что, действительно, существует зависимость продолжительности жизни человека от его поступков, жизнь может быть как продлена, так и, не дай Б-г, сокращена.

Однако во всех этих и многих других случаях «изменения» продолжительности жизни, даже после всех объяснений причин, безусловно, Провидение Всевышнего стояло за всем. И то, что было предопределено каждому человеку, исполнилось в точности. Ведь и в самой Торе, которая хранилась у Всевышнего задолго до сотворения этого мира (как сообщает Традиция), уже было записано, что Авраам проживет 175 лет, Яаков — 147, а Моше — лишь 120 и не войдет в Землю Израиля. А кого-то за его преступления поглотит земля во время странствий в пустыне. И т. д., и т. д. Как сказали наши мудрецы в трактате Авот (3, 15): «Все предопределено, а свобода (выбора) дана, и по милосердию судится мир…»

С уважением, Эльяким Залкинд

Материалы по теме


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ