Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что будет с теми евреями, которые не знают, что они евреи, и с атеистами, когда придет Машиах?

Темы: Награда и наказание, Машиах, Рамбам, Истина, Атеизм, Рав Меир Мучник

Отложить Отложено

Шалом! Что будет с теми евреями, которые не знают, что они евреи (в силу сложившейся ситуации), когда придет Машиах? И как иудаизм (Б-г) смотрит на атеистов и атеизм в целом? Заранее спасибо за ответ! Дмитрий

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Дмитрий!

Что касается взгляда иудаизма на атеизм как на идею, то согласно иудаизму Б-г есть, а согласно атеизму Его нет, так что тут уж одно из двух. Поэтому, с точки зрения иудаизма, атеизм, конечно, идея ошибочная.

И атеисты — конкретные люди, которые считают, что Б-га нет, с точки зрения иудаизма, ошибаются. Много в мире ошибочных идей и заблуждений, и атеизм — одно из них.

Что будет с атеистами — или с евреями, которые не знают, что они евреи, или знают, что они евреи, но не знают, что евреи должны соблюдать Тору? Это известно одному лишь Б-гу. Только Он в точности понимает, какая возможность была у каждого человека узнать и принять истину, и в какой мере этот человек несет ответственность за свои взгляды и действия. И только Он может — и будет — судить каждого человека и воздавать ему по справедливости.

Понятно, что в современном мире многие люди вырастают атеистами потому, что таковы господствующие в их обществе идеи, а человеку свойственно их перенимать, особенно не задумываясь. И, даже если человек потом узнает о существовании иных идей, он может их отвергнуть потому, что они или их носители представятся ему «чужими», потому, что будут противоречить уже привычному для него образу жизни и мыслей. Тем более, если в его обществе господствует заведомо негативный настрой в отношении них.

Б-г все это учтет. Трудно поверить, что Он накажет человека за поступки, о неправильности которых тот, в силу своих обстоятельств, не знал. С точки зрения того же иудаизма, Б-г знает и понимает все и абсолютно справедлив. А также, как передает пророк (Йешаяу 55:8-9), «мысли Мои — не ваши мысли, и не ваши пути — пути Мои... Как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших и мысли Мои — мыслей ваших». Так что нам, людям, невозможно постичь мысли и пути Б-га и определить, как именно Он всех рассудит и расставит все на свои места.

Наша обязанность — стараться как можно лучше узнать истину, открыть ее в этом «мире лжи», каждый — в силу своих возможностей. Если получится, помогать и другим ее открывать. Но при этом иметь в виду, что другие господствующие в мире идеи и стереотипы очень сильны и не всегда сразу удается их развеять. В определенных случаях такие попытки могут привести к обратному результату, так что тут надо хорошо разбираться в ситуации и в людях, чтобы принести пользу, а не вред. Как сказано, судить других людей может и будет только Б-г. Как, кстати, и всех нас. А кто из нас, даже самых религиозных, может заявить, что познал всю истину в последней инстанции? Ведь одна вера в существование Б-га тоже еще не гарантирует, что человек понял все, что Б-г желает, все Его моральные ценности и принципы, и — что особенно важно — приучил себя к жизни в соответствии с ними.

Поскольку, в любом случае надо отметить, главное в нашей религии — действие и самосовершенствование здесь и сейчас. А что будет со всеми в будущем? Согласно Рамбаму («Законы о царях» 12:2), здесь можно только толковать отдельные высказывания пророков, которые обычно поддаются различным интерпретациям. Но определить с точностью, что и как произойдет, невозможно, и не стоит слишком этим увлекаться. Основная суть нашей религии состоит не в этом, а в соблюдении заповедей Торы и стремлении к добру в нашей нынешней жизни, а что будет потом — даст Б-г, поживем, увидим.

Мы знаем, что Б-г понимает все и абсолютно справедлив, поэтому о том, как все устроит и всех рассудит Он, мы можем не беспокоиться. Волноваться нам стоит лишь о том, будут ли у Него основания благосклонно судить нас.

Наконец, можно сказать, что само существование атеизма в мире — как, впрочем, и других заблуждений — допущено Б-гом для того, чтобы служить испытанием нам, религиозным евреям. Ведь, как сказано, человеку свойственно перенимать идеи, господствующие в его обществе, встраиваться в систему, быть «как все». И, если бы весь мир был религиозным, невелика была бы награда за веру в Б-га. Ведь тогда для того, чтобы в Него верить, не надо было бы задумываться, сомневаться, искать, а, постигнув, стойко придерживаться. А надо было бы просто быть «как все». Верить в то, во что верят все. Как все верят в то, что Наполеон существовал, хотя никто из ныне живущих его не видел, — а то как же, ведь «все знают»!

А так — не все знают! Многие не верят в Б-га. Или верят, но имеют другие представления о Нем, много на свете разных религий. В результате мы, религиозные евреи, придерживаемся своей веры не «как все», а потому, что сознательно ее выбираем, потому что обо всем этом передумали и пришли к убеждению, что это истина. И придерживаемся своих убеждений, невзирая на все другие существующие вокруг идеи и мнения.

Успехов Вам и всем нам в поиске истины и в самосовершенствовании!

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме

Кто такой МЕССИЯ?

Рав Овадья Климовский

«Мессия» на Святом Языке звучит как машиах.

Врата Воздаяния. «Средние» и награда за заповеди нечестивцам

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?

Где в Торе говорится о Машиахе?

Журнал «Мир Торы»

Удивительный парадокс: в устной Торе (Талмуде, Мидрашах) ведется подробное обсуждение вопроса веры в приход спасителя, именуемого Машиах, а в письменной Торе об этом нет ни одного упоминания!

За какие дела положено воздаяние в этом мире, а за какие — в грядущем?

Рав Натан Агрес

С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?