Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Откуда известно, что яйца вообще разрешены в пищу?

Темы: Мясное и молочное, Кашрут, Талмуд, Письменная Тора, Рав Овадья Климовский, Комментарии

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемые раввины! Считается неоспоримым, что яйца — парве (не мясная и не молочная пища), значит, можно есть их с молоком. Даже бытует выражение — когда хотят сказать, что какое-то положение не подлежит сомнению, говорят: «Это — как яйцо в кутахе (вид молочного блюда)». То есть, это так же несомненно, как то, что яйцо можно есть с молочной пищей, если я правильно понимаю. Вопрос к вам: откуда это известно, ведь яйцо — это, вроде как, часть тела курицы и потом должно стать цыпленком, так почему это не мясо? И даже больше спрошу — а откуда известно, что яйца вообще разрешены в пищу? С уважением, В.

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый В.!

Действительно, интересно иногда задуматься над каким-нибудь всем известным законом, и обнаружить, что не очень-то и ясно, почему на самом деле он именно таков. Вы задаете по сути два вопроса, разберем их в порядке актуальности: 1) почему яйца в принципе разрешены в пищу; 2) почему они не считаются мясом. И, хотя обычно мы полагаемся на логику «все, что не запрещено, — разрешено», стоит помнить, что нет никакого оправдания подмене этого принципа другим, к сожалению, более популярным: «все, что я не изучил в достаточной степени и поэтому не знаю, что оно запрещено, — разрешено».

  1. На вопрос, почему яйца разрешены в пищу, можно было бы ответить просто: а почему бы и нет? Ведь известен принцип: «все, что выходит из чистого — чистое». (Принцип также гласит, что все, выходящее из нечистого, нечисто, этим мы снимаем вопрос о яйцах некошерных птиц). Однако авторы Тосафот, задававшиеся этим вопросом, почему-то не ответили так, как мы предлагаем. Да и спрашивать, если наш подход верный, особенно нечего. Вероятно, вопрос не так прост. И действительно, Талмуду пришлось искать в Торе стих, который можно истолковать как разрешение пить молоко, потому что есть, казалось бы, веская причина запретить его: ведь молоко выходит из живого животного, и, соответственно, подобно куску мяса, отрезанному от живого животного, а есть такое мясо — прямой запрет Торы. На наше счастье, такой стих нашелся. И вот здесь становится понятна глубина Вашего вопроса: почему яйцо — это не «эвер мин а-хай», не «кусок от живого (животного)»? Вот что обнаружилось: в трактате «Хулин» (140а) доказано, что заповедь не забирать птицу из гнезда вместе с яйцами или птенцами («Отошли мать, а детей забери себе» — Дварим 22:7, заповедь называется «шилуах а-кен»), относится только к птицам, разрешенным в пищу. (Упрощенно излагаю вывод из талмудического пассажа). Дело в том, что о яйцах нечистых птиц нельзя сказать «забери себе[1]» — их можно взять только для собаки, но не для себя. Тосафот в этом же трактате (64а) пишут: отсюда ясно, что яйца кошерных птиц в пищу разрешены. Таким образом, даже если мы объявим, что яйцо — это «кусок от живого», специальным упоминанием о нем в этом стихе Тора разрешила употреблять его в пищу.
  2. В трактате «Бейца» (6б) сказано: если зарезали птицу и нашли внутри у нее уже сформировавшиеся яйца, разрешено есть их с молоком. (Имеется в виду, что они рассматриваются не как часть тела птицы, иначе их следовало бы считать мясом, — а как уже снесенные, отдельные от птицы продукты). Раби Нахман, сын знаменитого Рамбана, комментируя это положение Талмуда, цитирует автора «Алахот Гдолот»: снесенное яйцо не считается мясом потому, что в принципе мясо птица приравнено к мясу животных только указом мудрецов, а Тора не запрещала есть мясо птицы с молоком. Соответственно, яйцо, которое не похоже по вкусу (я бы добавил, и по виду) на мясо, мудрецы не стали запрещать. Поэтому его можно есть с молоком без всяких опасений.

С уважением, Овадья Климовский


[1] Когда в Торе сказано «себе», это принято понимать как «для всех своих нужд», так употребление этого слова объясняется в Талмуде во многих случаях. Соответственно, если сказано «себе, тебе», подразумевается, что ты, хотя бы теоретически, можешь это и съесть.

Материалы по теме


Раби Ашер бар Йехиэль вошел в историю под прозвищем «Рош». И не зря: на иврите «рош» — это одновременно и «голова», и «глава-руководитель». Рабейну Ашер был величайшим мудрецом и главой поколения. Ему довелось жить и в Германии, и в Испании, и везде евреи считали Роша своим главой и учителем. На основе трудов и постановлений Роша его сын и ученик составил кодекс законов, который позже стал основой для Шульхан Аруха. Читать дальше