Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Так о чем все-таки речь в 28-ой главе книги пророка Йехезкеля?

Темы: Христианство, Йехезкель, Гордость, Мудрость, Храм, Пророчество, Мишкан, Дух, Бецалель, Рав Нахум Шатхин

Отложить Отложено

Уважаемый Рав, шалом. В пророчестве Йехезкеля говорится о разрушении Цора (Тир). Разъясните, пожалуйста, о чем речь в главе 28:

«11) И было слово Г-сподне ко мне сказано: (12) Сын человеческий! Вознеси плач о царе Цора и скажешь ему: так сказал Г-сподь Б-г: ты печать завершенности, полнота мудрости и совершенство красоты. (13) В Эйдэне, саду Божьем, пребывал ты; всякий камень драгоценный в облачении твоем: рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс и яшфэй (яшма), сапфир, карбункул, и изумруд, и золото; искусство (игры на) тимпанах и свирелях (процветало) у тебя; в день сотворения твоего были они приуготовлены. (14) Ты — керув, простирающий покров, и Я поместил тебя на горе святой Божьей, (там) был ты, средь камней огненных расхаживал. (15) Беспорочным (был) ты на путях своих со дня сотворения твоего до тех пор, как обнаружилось беззаконие твое. (16) При обширной торговле твоей наполнилось нутро твое злодейством, и согрешил ты; и Я низверг тебя с горы Божьей и погубил тебя, керув покрывающий, из среды камней огненных. (17) Возгордилось сердце твое от красоты твоей; великолепием твоим загубил ты мудрость твою (по тщеславию) — Я на землю поверг тебя, пред царями предал тебя позору. (18) Множеством беззаконий твоих, бесчестностью торговли твоей осквернил ты святыни твои; и Я извлек огонь изнутри тебя — он пожрал тебя, и Я обратил тебя в пепел на земле пред глазами всех видящих тебя. (19) Все знающие тебя среди народов ужаснулись тебе, ужасом стал ты, и не будет тебя вовеки».

Отвечает рав Нахум Шатхин

Спасибо за интересный вопрос!

Гибель островной империи Цора

Хирам, царь города Цора, хоть и не был евреем, но тоже удостоился чести — участия в строительстве Иерусалимского Храма. О нем немало сказано в Танахе: «И послал Хирам, царь Цорский, рабов своих к Шеломо, когда услышал, что помазали его на царство вместо отца его, потому что Хирам всегда любил Давида», «И было, когда услышал Хирам слова Шеломо, то очень обрадовался и сказал: благословен ныне Господь, который дал Давиду сына мудрого, (стоящего) над этим многочисленным народом!», «И давал Хирам Шеломо деревья кедровые и деревья кипарисовые, все по его желанию» (Млахим I, 5 — Книга Царей).

Однако мидраш рассказывает нам о незавидном конце царя Хирама:

«Хирам, царь Цорский, весьма возгордившись, установил в сердце моря сорок железных колонн, а на них соорудил семиуровневый дворец, над которыми возвышался его трон. Первый уровень — из стекла, площадью 500 на 500 локтей (250 м), второй и третий — из железа, четвертый — из свинца, пятый — из меди, шестой — из серебра, седьмой уровень — из золота. Каждый уровень отделяли от предыдущего струи воды, и каждый уровень был обширнее предыдущего на пятьсот локтей, так, что площадь седьмого была 3000 на 3000 локтей (1.5 км.).

Всевышний послал ветер, который поднял пророка Йехезкеля и принес его на вершину дворца Хирама. Испугался Хирам при виде Йехезкеля и спросил его: “Что ты здесь делаешь?” Ответил ему Йехезкель: “Всевышний послал меня спросить тебя: почему ты возгордился, рожденный женщиной?” Ответил ему Хирам: “Да, я рожден женщиной, но живу я уже тысячу лет. Сколько царей умерло, а я все еще живу и, значит, буду жить вечно, как Б-г. И если трон Б-га находится на семи небосводах, то и мне сидеть на семи небосводах”.

Что случилось с царем Хирамом? Всевышний послал Невухаднецара, и тот лишил Хирама трона и убил его. А дворец его Всевышний скрыл в недрах земли, и в будущем он уготован для праведников» (Йалкут Шимони).

Удивительно: откуда были у Хирама возможности и таланты соорудить такое удивительное здание в сердце моря? И почему Хирам так оступился, став гордецом и потеряв все, что у него было?

Из многих мест в книгах пророков видно, как хорошо относился к еврейскому народу царь Хирам, с какой радостью он помогал царю Шломо строить Храм, поставляя ему кедры, кипарисы и мастеров по работе с деревом. И, поскольку он удостоился чести быть среди строителей Храма, не может быть, чтобы не повлияла на него мудрость и святость, сходившая с Небес во время строительства.

Сказано в Торе: «И сделал всякий мудрый сердцем, исполнявшие работу …» (Шмот 36:8). Спрашивают комментаторы: почему в начале стиха глагол стоит в единственном числе, а вслед за этим идут слова во множественном? Почему не сказано: «И сделали все мудрые сердцем, исполнявшие работу»?

Объясняют наши мудрецы: главной силой, вдохновлявшей мастеров — строителей Мишкана, был Б-жественный дух, которым обладал Бецалель. На это и намекает единственное число в нашем стихе: изначально «мудрый сердцем» был там лишь Бецалель. Но дух святости под влиянием Бецалеля распространился на всех, кто работал рядом с ним и под его руководством, на что намекает множественное число.

Сказано также в книге Кузари (1:103): «Знай, что в каждом, кто встречает пророка, общается с ним и слышит Б-жественные слова, вновь пробуждается суть его духа и силы чистой души. Оторвавшись от всего, что свойственно его роду, он стремится к пророческому и в чистоте и смирении приобщается к нему».

Если так, то не может быть, чтобы Хирам не подвергся воздействию святости, участвуя в строительстве Храма и общаясь с царем Шломо, самым мудрым человеком из живших на земле. Неудивительно, что у него осталась способность воплощать чудесные и возвышенные «проекты», такие, как дворец в сердце моря, о котором рассказывает мидраш. Ведь Всевышний не разрушил его дворец, а скрыл и сохранил, а в гнизу не помещают то, что не обладает святостью. Вот только ошибка Хирама была в том, что он использовал полученные силы не для духовного продвижения, а для самовозвеличения. За что и поплатился.

Все это показывает: человек должен использовать мудрость Торы, которую постигает, только во Имя Небес, чтобы не превратилась она в смертельный яд, а всегда оставалась Торат Хаим (Торой жизни, эликсиром жизни) для изучающих и выполняющих ее.

С уважением, Нахум Шатхин

Материалы по теме


На заре своей истории еврейский народ состоял из 12-ти колен, прародителями которых считаются 12 сыновей Яакова. Каждое колено обладало своей уникальной особенностью. Читать дальше