Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Дни Машиаха — это продолжение земной истории, все законы природы сохранят своё действие, но только восстановится царство в Израиле»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 9, 2

Как еврею вести себя в космосе?

Темы: Тора и наука, Суббота, Праздники, Еврейский календарь, Давид, Космос, Молитва, Рав Яков Шуб

Отложить Отложено

Уважаемые раввины! В последнее время в СМИ часто говорят о полетах на Марс, о внеземных поселениях и т. д. Напрашивается вопрос, может, далёкого будущего: как еврею вести себя? Что с временем молитвы, шабатом, праздником? Считать по какому календарю? По восходу солнца на другой планете? Кстати, есть планеты и без восхода нашего солнца. К тому же, немало евреев, особенно американских, уже бывали на околоземной орбите, где есть, хотя бы частично, все эти проблемы. Спасибо!

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо, что обратились к нам.

С теоретической точки зрения вопрос о соблюдении заповедей в космосе обсуждался уже давно. Но практическое значение он приобрел впервые в 2002 году, когда первый израильский космонавт Илан Рамон готовился в США к полету в космос.

Сын матери, которая прошла Освенцим, и отца, который сражался в войне за независимость Израиля, Илан Рамон очень ответственно отнесся к своей миссии. Он видел себя не просто первым израильским космонавтом, он видел себя — первым представителем еврейского народа в космосе. Поэтому он посчитал, что миссия не будет выполнена в совершенстве, если он не будет в космосе соблюдать кашрут и субботу, хотя в повседневной жизни он не был соблюдающим евреем.

В чем проблема соблюдать субботу в космосе?

Если с задачей обеспечить космонавта кошерным питанием специалисты НАСА справились успешно, то вот с субботой дело обстояло гораздо сложнее. Проблема заключалось в том, что Рамон должен был работать на околоземной орбите, при этом его космический корабль облетал вокруг Земли в течении полутора часов так, что за это время он успевал увидеть, как восход, так и закат солнца. Каким образом он должен соблюдать субботу в такой ситуации?

Одним из раввинов, рассматривавших этот вопрос, был Рав Ицхак Гальперин, руководитель Института науки и Галахи (Махон мадаи вэ-тэхнологи лэ-hалаха), который занимается решением технологический вопросов с точки зрения еврейского Закона. Он даже посвятил этому вопросу целое научное исследование.

Первый вариант решения

Первый вариант проблемы был следующий: в качестве точек отсчета приняли восход и заход солнца. Как известно, еврейские сутки начинаются ночью, с заходом солнца, а с восходом начинается день, как сказано (Берешит 1:5): «И был вечер, и было утро — день один». Т. е. эта единица, состоящая из ночи и дня, ограниченная восходом и заходом солнца, может рассматриваться как одни сутки. Получается, что для Рамона, который в течение полутора часов облетал вокруг Земли, видя при этом смену ночи и дня, это может рассматриваться как одни сутки.

Но этот вариант проблематично воплотить в жизнь. Ведь в таком случае в течение двадцати четырех часов Рамону придется пережить шестнадцать «суток», что означает: налагать тфилин каждые полтора часа, 32 раза прочесть Шма, 48 раз прочесть Шмонэ-Эсрэ, а также соблюсти две субботы продолжительностью полтора часа каждая.

Кроме того, что этот вариант предполагает сильно перегруженный распорядок дня, которому невозможно следовать, он также создает ситуацию, при которой еврей живет по своему собственному календарю, отличному от календаря всего еврейского народа.

Второй вариант решения

Второй вариант решения проблемы: космонавт ведет себя в соответствии с тем, в каком часовом поясе располагаются территории, над которыми он пролетает в данный момент. Т. е., если он летит на Америкой, поступает как евреи в Америке, а если над Израилем, — как евреи в Израиле.

Этот вариант также создает достаточно абсурдную ситуацию: человек начинает произносить с наступлением субботы Кидуш, который может плавно перейти в Авдалу исхода субботы, поскольку продолжительность субботы будет всего несколько минут. И сроки выполнения других заповедей будет меняться очень быстро — в соответствии со скоростью полета космического корабля.

Третий, предпочтительный, вариант решения

Рав Гальперин обратился к стихам (Берешит 1:14-19), повествующим о сотворении Солнца, Луны и других небесных светил, назначение которых — отделять день от ночи и таким образом задавать рамки Еврейского календаря, по которому мы выполняем заповеди, связанные с определенным временем. Из этих стихов следует, замечает рав Гальперин, что эта система была создана именно для Земли. Т.е. вся система еврейского исчисления времени, основанная на циклическом обращении Земли вокруг Солнца и учитывающая циклическое обращение Луны вокруг Земли, имеет значение только для соблюдения заповедей внутри этой системы, а именно — на Земле.

А если человек находится на космической орбите, где день и ночь для него сменяются быстрее, то это — автономно созданная система, которая не имеет отношения к замыслу Творца. Иными словами, покидая первоначальную систему, т. е. выходя в космос, человек освобождается и от заповедей, выполняемых в определенное время, которые «привязаны» к этой системе.

Оговоримся: речь идет только о заповедях, связанных со временем. Все остальные заповеди и запреты остаются в силе вне зависимости от того, находится человек на Земле или нет.

Тем не менее, даже в космосе сохраняется обязанность соблюдать заповеди, выполняемые в определенное время по постановлению мудрецов, — чтобы эти заповеди не были забыты.

К такому же выводу приходит и Рав Моше Штернбух, один из крупнейших галахических авторитетов нашего времени (Тшувот вэ-Анhагот 5:84). При этом он добавляет, что, поскольку заповеди, выполняемые в определенное время, даны в соответствии с временной системой Земли, а, выходя за пределы этой системы, человек освобождается от таких заповедей, он не имеет права покидать эту систему.

«Автономные» сутки

Еще один аспект, который следует учесть, — это то, что говорит Талмуд (Хагига 12а), перечисляя 10 объектов/явлений, созданных в первый день Творения. Одно из них — «продолжительность дня и ночи». Раши объясняет: речь идет о том, что сутки, включающие день и ночь, в совокупности составляют 24 часа. Иными словами, понятие о том, что продолжительность суток составляет 24 часа, было создано еще до Солнца и Луны, и, соответственно, можно предположить, что это понятие существует автономно и не зависит от небесных светил.

Некоторые галахические авторитеты считают, что эти решения верны и для тех мест, где день и ночь не сменяются в течение долгого времени, например, в северных широтах. Они утверждают, что в этих местах человек должен отсчитывать сутки продолжительностью 24 часа, даже если за это время солнце вообще на всходило (раби Яаков Эмден 344; Тиферет Исраэль, Брахот 1:5). Подобная ситуация описана в Талмуде (Шабат 69 б). Там сказано, что человек, который находится в пустыне и не знает, какой сегодня день недели, должен отсчитать 6 дней и в седьмой день соблюдать законы субботы.

Так было предложено поступать в космосе, когда человек выходит за пределы стандартного земного времени, — отчитывать сутки продолжительностью 24 часа.

Это имеет отношение и ко второй части вопроса — о полете на Марс. Ведь если человек направляется туда, где не будет смены дня и ночи, ему придется отсчитывать сутки продолжительностью 24 часа.

С какого момента отсчитывать «автономные» сутки?

Остается только выяснить какое время взять за точку отсчета «автономных суток».

По этому вопросу также существует несколько мнений. Некоторые полагают, что он должен придерживаться времени того часового пояса, «из которого» вылетел. Другие считают, что нужно принять: каждый день начинается в 6 часов утра и заканчивается в 6 часов вечера.

Есть еще одно мнение: необходимо вести себя в соответствии со временем Земли Израиля. Ведь, как известно, суббота существует и в духовных мирах, а в книгах наших мудрецов сказано, что в духовных мирах суббота наступает по времени Земли Израиля.

Заключение

Подведем итоги: тот план, который Илан Рамон получил от рава Гальперина и который актуален для ответа на Ваш вопрос, заключается в следующем: выходя в космос, человек выходит за пределы системы стандартного «земного времени», поэтому по Торе он освобождается от выполнения заповедей, связанных с определенным временем — ведь они релевантны только для «земного времени». Тем не менее, по постановлению мудрецов он обязан соблюдать субботу и другие заповеди, связанные со временем, чтобы они не были забыты.

Как это делать? Нужно отсчитывать сутки продолжительностью 24 часа. С момента вылета с Земли нужно начать отсчет в соответствии со временем той местности, откуда вылетели, а затем, когда пролетают над Землей Израиля, можно перейти на израильское время и далее соблюдать заповеди в соответствии с этим временем.

Таким образом мы выяснили, что наши отношения со Всевышним не ограничиваются только земным пространством и временем. Каждую минуту и в любом месте еврей имеет возможность приблизиться к Творцу, выполняя Его волю, выраженную в заповедях. А еврейский Закон (Галаха) помогает нам определить, в чем именно состоит воля Творца в данное время и в данном месте.

В заключение остается только привести слова Царя Давида (Тэилим 139:8-10), которые лучше всего отражают эту реальность:

«Поднимусь ли в небеса — там Ты, постелю ли (себе) в преисподней — вот Ты! Возьму ли крылья утренней зари, поселюсь ли на краю моря, И там рука Твоя поведет меня и держать меня будет десница Твоя».

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме

Тора и наука. Тематический обзор

Рав Ашер Кушнир

Современный интеллигентный еврей, пытающийся осознать своё еврейство, неизбежно сталкивается с вопросом о соотношении известных ему научных знаний с основами еврейского мировоззрения. Соответствует ли древняя Тора современным научным познаниям? Кто искренне захочет понять и разобраться в этой непростой теме, может столкнуться с большим препятствием. Проблема в том, что, как правило, современный интеллигентный еврей подойдёт к этому вопросу с мнением предвзятым и неуравновешенным.

Законы праздников

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Ховот аЛевавот 10. Глава 1. Доказательство существования Творца

Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Ховот алевавот»

«Совершенная мера» 9. О молитве

Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»

О молитве


Оглавление

Выбор еврейского имени [↑]

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности. И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Выбор еврейского имени очень ответственен — имя влияет на судьбу человека. Какие советы по выбору имени дает традиция?

Значение имени [↑]

Выбор имени для еврейского ребенка имеет огромное значение. Наши мудрецы говорят, что имя отражает сущность человека, его характер и судьбу. В Талмуде сказано, что в момент, когда родители нарекают новорожденного, их души посещает пророчество, небесная искра. Но даже при том, что Сам Всевышний дает нам подсказку, многим парам трудно определиться с выбором имени для младенца.

Как же правильно выбрать имя? Почему евреи не называют сына в честь отца? Можно ли назвать мальчика в честь бабушки или объявить его имя до Брит-милы (обрезания)?

Еврейские обычаи [↑]

В имени заложено не только будущее, но и прошлое. Ашкеназы традиционно дают имя в честь умершего родственника. Считается, что между его душой и душой новорожденного образуется некая метафизическая связь. Добрые дела тезки возвышают душу умершего, а хорошие качества предка оберегают и вдохновляют нового обладателя имени [другое объяснение: есть надежда на то, что ребёнок проявит все хорошие качества родственника, в честь которого он назван].

Как быть, если вы хотите назвать ребенка в честь ушедшего родственника, но кто-то из ныне здравствующей родни уже носит это имя? Ответ зависит от степени родства ребенка с потенциальным живым тезкой. Если это близкий родственник (кто-то из родителей, братьев-сестер или дедушек-бабушек), то лучше подыскать другое имя. Если же родственник дальний, то все в порядке.

У сефардов принято давать имя в честь живых, часто в честь дедушки. Это выводится из Талмуда (Шабат 134а), где говорится о ребенке, названном в честь раби Натана при жизни раби Натана.

В еврейском народе принято давать имена праведных людей из ТаНаХа (Тора, Пророки и Писания), например, называть мальчиков в честь праотцев — Авраам, Ицхак или Яаков, в честь еврейских пророков и царей, например, Шауль, Шмуэль, Давид, Шломо, Моше или Аарон, девочек в честь праматерей — Сара, Ривка, Рахель или Лея, или в честь других праведных женщин, о которых говорится в ТаНаХе, например, Двора, Йохевед или Хана.

Ещё есть обычай называть детей в честь великих раввинов и мудрецов Торы, как, например, Исраэль-Меир — в честь Хофец Хаима

Иногда имя выбирают в соответствии с праздником, во время которого родился ребенок. Например, если мальчик появился на свет в Пурим, его называют Мордехаем, а девочку — Эстер. Девочку, рожденную в Шавуот, можно назвать Рут, а детей, родившихся Девятого Ава — Менахем или Нехама.

Есть также обычай давать имена, встречающиеся в разделе Торы той недели, на которую приходится день рождения ребенка.

Как правило, мальчикам дают имя при обрезании на восьмой день, а девочкам — в первый Шабат после рождения, когда достают свиток Торы в синагоге [читайте на сайте материал про Чтение Торы].

Скрытый смысл [↑]

В святом языке имя — не просто набор букв, оно раскрывает сущность его обладателя.

Мидраш (Берешит Рабба 17:4) рассказывает, что первый человек, Адам, дал имена всем живым существам в соответствии с их сутью и предназначением. Предназначение осла, например, нести тяжелый материальный груз. Осел на иврите — «хамор». Это слово имеет тот же корень, что и слово «хомер» — «материя», «вещество».

Это же принцип применим и к людским именам. Лея [жена праотца Яакова. Прим.ред.] назвала своего четвертого сына Иегудой. Это имя — от корня, обозначающего «благодарность», а если в нем переставить буквы, то получится Святое Имя Всевышнего. Так Лея хотела выразить Ему особую благодарность (Берешит 29:35).

Эстер, имя героини Пурима, образовано от корня, обозначающего «сокрытие». Эстер была известна своей красотой, но её скрытая внутренняя красота превосходила внешнюю.

Еще один пример — популярное имя Ари, на иврите «лев». В еврейской литературе со львом сравнивается уверенный в себе, целеустремленный человек, который набрасывается на каждую возможность выполнить заповедь.

Бывают, конечно, и плохие имена. Вряд ли вы захотите назвать сына Нимрод, ведь оно — от корня, означающего «мятеж». Царь Нимрод восстал против Всевышнего, бросив нашего праотца Авраама в горящую печь.

Если вы хотите назвать мальчика в честь женщины, постарайтесь сохранить неизменным максимальное число букв. Например, Браха можно заменить на Барух, а Дина на Дан.

Еще несколько полезных правил [↑]

У многих из нас, кто хочет изменить своё имя на еврейское, возникает дополнительный вопрос — как «увязать» своё нееврейское имя с еврейским?

Некоторые переводят своё имя на иврит дословно — например, «Мила» это «Наоми» на иврите.

Некоторые выбирают ивритское имя по созвучию: Анатолий — Натан, Юрий — Ури, Виктор — Авигдор и т. д.

В любом случае, выбор имени — очень ответственный шаг, имя человека оказывает влияние на его судьбу и качества характера, и мы советуем обращаться с этим вопросом к вашему местному раввину…

Если семья живет за пределами Израиля, постарайтесь дать ребенку такое традиционно еврейское имя, которое также привычно звучит на языке этой страны. Например, Яков или Дина в России, Дэвид или Сара в англоязычных странах. Не следует давать одно, «еврейское», имя «для синагоги», а другое — которым ребенка на самом деле будут называть. Настоящее еврейское имя — хорошее средство против ассимиляции.

Мидраш (Бемидбар Рабба 20:21) рассказывает, что евреи удостоились чудесного освобождения из египетского рабства отчасти и потому, что не переняли египетские обычаи, а продолжали давать детям еврейские имена.

Многие родители не хотят называть ребенка в честь родственника, который умер молодым или неестественной смертью, опасаясь, что несчастья могут «перейти» к новому обладателю имени. Раби Моше Файнштейн дает по этому поводу несколько рекомендаций.

Если человек умер молодым, но своей смертью, и оставил после себя детей, то это не считается плохим знаком, и ребенка можно назвать в его честь. Пророк Шмуэль и царь Шломо умерли в возрасте 52 лет, и их имена всегда были и остаются популярными в нашем народе, т.е. это уже не считается, что человек умер в молодости.

Если же человек умер от неестественных причин, то раби Файнштейн рекомендует немного изменить имя. Например, евреи называют сыновей именем Йешайа в честь пророка Йешаягу, который был убит.

Раби Яков Каменецкий считает, что переход от «молодости» к «старости» происходит в 60 лет. В Талмуде (Моэд Катан 28а) рассказывается, что когда раби Йосефу исполнилось 60 лет, он устроил празднование по случаю начала долголетия.

Вопреки распространенному мнению, не запрещается объявлять имя новорожденного до обрезания, хотя многие так не делают. В полной мере, однако, мальчик получает душу только во время Брит-милы, и поэтому в метафизическом смысле до этого момента не имеет имени. Это выводят из того, что Всевышний дал новое имя нашему праотцу Аврааму после Брит-милы, когда тот был в возрасте 99 лет (Зоар — Лех-Леха 93а, Таамей Минхагим 929).

Все звезды именами называет… [↑]

Царь Давид писал: «…Исчисляет количество звезд, всех их именами называет» (Теилим 147:4). С древних времен звезды завораживали людей. Они «намекают» на секреты мироздания и тайны будущего. Они указывают путь странникам, озадачивают астрономов и вдохновляют исследователей. В бескрайнем темном небе они кажутся совсем маленькими, а их количество не поддается исчислению; но все они значимы в глазах Всевышнего. «Всех их именами называет». У каждой звезды — свое особое предназначение, и все они разные, не похожи друг на друга.

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности.

И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Звезды выглядят крошечными точками в бескрайнем ночном небе, а наш народ кажется маленьким и незначительным среди миллиардов людей на земном шаре. Всевышний дает имя каждой звезде потому, что все они важны для Него и дороги Ему, и точно так же Он участвует в наречении имени каждому еврейскому ребенку. У каждого еврея свое предназначение, мицва (заповедь), к которой он имеет особый дар, и каждый из нас излучает свой неповторимый свет.

В конце времен любовь Всевышнего к Своим детям не будет вызывать сомнений. После Девятого Ава мы всегда читаем: «Поднимите глаза ваши в высоту небес и посмотрите: Кто сотворил их? Тот, кто выводит воинство их счетом, всех их именами называет Он; от Великого могуществом и Мощного силой никто не скроется» (Йешаягу 40:26).

В конце времен все евреи вернутся в Иерусалим («никто не скроется»). Всевышний сочтет всех и даст каждому имя.

Порядок наречения имени [↑]

Итак, имя мальчику дают во время его обрезания.

У ашкеназских евреев, как указано выше, принято давать новорожденному имя покойного члена семьи, например, дедушки, дяди и т.д. — как бы увековечивая память об умершем. У сефардов, наоборот, имя ребенку дают в честь живущих.

Если родилась девочка, то ее имя в первый раз произносится над свитком Торы, к чтению которой вызывают ее отца.

После того как отрывок Торы прочитан, среди прочих благословений читаются два особых отрывка «Ми Шеберах» — за здоровье роженицы (жены вызванного к Торе) и новорожденного ребенка.

Если родился мальчик и он еще не обрезан — при чтении молитвы о его здоровье имени не называют. Если родилась девочка, то в этот момент она и получает свое имя.

Роженица благодарит Всевышнего за успешные роды и произносит благословение «аГомель»:

«Благословен Ты, Всевышний… за то что воздал мне добром».

Делается это в присутствии группы взрослых мужчин-евреев числом не менее десяти (см. материал про Миньян евреев).

Во время обрезания «аГомель» читается перед приглашенными на церемонию. Если же родилась девочка, то собирают специальный миньян мужчин в доме, или мать посещает синагогу в тот день, когда муж над свитком дает имя девочке. Отвечают на ее благословение женщины, присутствующие в женской части зала.

Отвечают на «аГомель» так:

«Амен. Кто воздал тебе добром, Тот и впредь будет воздавать тебе добром!»

Текст на иврите приведен в сидуре — сборнике еврейских молитв (см. «Чтение Торы»).

Читать дальше