Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Непохож тот, кто изучал раздел Торы 100 раз, на того, кто изучил его 101 раз.»Вавилонский Талмуд, трактат «Хагига»

Почему Б-г разгневался на Билама? Ведь Б-г Сам сказал ему идти!

Темы: Антисемитизм, Билам, Гнев, Проклятие, Рав Бенцион Зильбер, Моав

Отложить Отложено

Шалом! В Торе сказано: «И воспылал гнев Б-жий за то, что он пошел». Это непонятно, и вот почему. Когда посланцы пришли к Билэаму, Б-г приказал ему: «Не ходи с ними» (Числа 22, 12), и Билэам прогнал посланцев. Но они пришли снова, и тогда Б-г сказал Билэаму: «Встань, иди с ними» (Числа 22, 20). Почему в таком случае разгневался Б-г на Билэама, когда тот пошел к Балаку? Элимелех

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемый Элимелех!

Комментаторы рассматривают этот вопрос и предлагают несколько путей его решения.

Есть очень интересное объяснение Виленского Гаона. На лашон а-кодэш (святом языке) можно сказать «имо» — «с ним» и «ито» — «с ним». Говорит Виленский Гаон: между этими выражениями есть большое различие. Идти «имо», «имаэм» означает «идти с ним, вместе — с той же целью». А идти «ито» означает «идти вместе просто как попутчики, с разными целями». Как в междугородном автобусе едет много людей: один — на свадьбу, другой — к другу, третий — для третьей цели. Нет ничего общего между целями этих людей.

В первый раз Б-г сказал Биламу: «лё тэлэх имаэм» (Бемидбар 22:12) — «не иди с ними с той целью, с какой они идут». Их же цель определенно — проклясть еврейский народ. «Ты с ними с этой целью не иди». Во второй раз Б-г ему сказал так: «Если звать тебя пришли люди эти, встань и иди с ними — лэх итам» (там же, 20). Т. е. «иди с ними как попутчик», они идут с целью проклясть еврейский народ, а ты идешь с целью подзаработать на этом.

По а-Гро получается, что Б-г разрешил Биламу идти с ними только в качестве попутчика, не больше. А о Биламе сказано «ва-йелэх ИМ сарэй моав» (там же, 21) — «и пошел с вельможами Моава». «Им» — тот же смысл, что «имаэм», т. е. с той же целью, что и вельможи Моава. Как пишет Раши, «он так же радовался, что проклянет евреев, как и они».

И тогда понятно, почему Б-г на него разгневался. Сказано: «И воспылал гнев Б-га за то, что пошел он (олэх у)» (там же, 22). Что значит «пошел он»? Понятно же, что идет именно он, Билам. Это значит, что он идет по своему желанию, с целью проклясть евреев — а не так, как Б-г ему разрешил.

С уважением, Бен-Цион Зильбер

Материалы по теме


В этой главе — множество великих чудес, которые совершил Всевышний для евреев во время Исхода из Египта: и чудо с огненным столбом, который указывал народу путь в ночи, и наказание армии фараона, и великое чудо раскрытия вод Красного моря, и ман (манна) с неба. А кроме того, описываются первые стоянки евреев в пустыне, война с Амалеком и многое другое. Читать дальше

Тора с комментарием Раши, книга Шмот, глава Бешалах

Избранные комментарии к недельной главе Бешалах

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Шестьсот тысяч вооруженных людей на своем пути в землю, обещанную им Б-гом, не верят до конца в это обещание, чтобы противостоять оппозиции и биться с нею, будучи уверенными в победе на основании этого обещания

Шаббат Шира

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.

Соблюдать союз Авраама. Бешалах

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Ученик должен уважать и почитать учителя Торы больше, чем своих родителей. Учитель должен постоянно учиться.