Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Где в молитве Шмонэ Эсрэ можно добавлять личные просьбы?

Темы: Молитва Амида, Зоар, Воспитание детей, Здоровье, Рав Моше Сытин

Отложить Отложено

Здравствуйте! Объясните, пожалуйста, где в Амиде можно добавлять личные просьбы, какие они должны быть, о чем и сколько? И во вставке о здоровье — за скольких людей можно молиться, сколько имён произносить?

Отвечает рав Моше Сытин

Здравствуйте!

Текст молитвы Шмонэ Эсрэ является неизменным, однако мудрецы Великого Собрания предусмотрели, чтобы в определенных местах каждый мог добавить личные просьбы — сформулированные своими словами и на понятном ему языке.

Эти просьбы можно добавлять в следующих местах:

  1. В самом конце молитвы, перед «Ийу лэ-роцон имрэй фи…» («Да будут угодны речи уст моих…»).
  2. В 16-ом благословении — «Шомеа тфила» («Внемлющий молитве») перед словами «Ибо Ты милосердно внимаешь молитве народа Твоего, Израиля. Благословен Ты, Господь, Внемлющий молитве!»
  3. В любом благословении, содержание которого близко к содержанию личной просьбы. Например, просьбу об исцелении или здоровье можно добавить в 8-ом благословении — «Исцеляй нас…», а просьбу о пропитании и достатке — в 9-ом — «Благослови… этот год…»

Хотя личные просьбы можно добавлять в любом из этих мест, лучше всего произносить их в конце молитвы, перед «Ийу лэ-роцон имрэй фи…», чтобы при необходимости можно было отвечать при чтении «Кдуши» («Свят, свят, свят Господь воинств…» и т. д.) и Кадиша (Мишна Брура к 122:8).

Перед просьбой следует кратко упомянуть свои нарушения: «Хатати, авити вэ-пашати ле-Фанеха» («Грешил, кривил и преступал я пред Тобой»). Новые нарушения следует упомянуть отдельно и раскаяться в них.

Если человек хочет добавить личные просьбы в благословениях, содержание которых соответствует содержанию просьбы, следует придерживаться нескольких правил:

  1. Просьбу добавляют примерно в середине благословении, в смысловом «промежутке», но не в начале и не в конце благословения.
  2. Просят сжато, не растягивая (Мишна Брура к 119:3).
  3. Просить можно только то, чего не хватает; просить о сохранении того, что у человека уже есть, — нельзя. Например, если человек здоров, он не должен просить в благословении «Исцеляй нас…», чтобы Всевышний сохранял ему здоровье и впредь. То же самое — с просьбой о достатке: нельзя просить в благословении «Благослови… этот год…» о сохранении достатка, если в этом нет необходимости именно в данный момент.

Если просьбу добавляют в конце молитвы, после «Ийу лэ-роцон имрэй фи…» или в «Шомеа тфила», этих правил придерживаться не надо. Более того, Маген Авраам (119:1) пишет, что следует молиться не только о том, чего не хватает, но и о том, что уже есть. Он находит подтверждение этому в книге Зоар.

Мудрецы говорят, что добавлять такие просьбы в молитве очень важно, ведь благодаря им человек чувствует личную связь с Б-гом, а также осознает, что все происходящее зависит только от Б-га.

Мишна Брура, цитируя книгу Хаей Адам (написанную равом Авраамом Данцигом, 1748-1820), пишет: молиться нужно обо всем, что нас беспокоит, в частности, о достатке, здоровье и хорошем воспитании детей. Молиться можно на любом языке, главное — чтобы молитва была искренней и шла от сердца.

С уважением, Моше Сытин

Материалы по теме

Основные принципы воспитания детей 1. Воспитание. Что это?

Рав Ашер Кушнир

Мы начинаем курс занятий, на которых попробуем изложить основные принципы воспитания детей. Наше первое занятие посвящено общим положениям, определениям, тем теоретическим принципам, которые лежат в основе всех практических выводов.

Кицур Шульхан Арух 18. Законы молитвы «Шмонэ Эсрэ»

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

История еврейского народа 81. Изучение кабалы в Испании

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

С того самого дня как Тора стала наследием еврейского народа, существует ее разделение на две части: открытую Тору, доступную каждому еврею и кабалу - скрытую, тайную Тору

Почему нельзя есть мясо и рыбу вместе в одной посуде?

Рав Яков Шуб

А готовить в одной духовке?


Йеуда, который умел нести ответственность за свои поступки, удостоился стать родоначальником царской династии. Постараемся понять, в чем именно проявляется ответственность, и как, согласно Торе, можно стать ответственным человеком? Читать дальше