Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Счастлив человек, который не ходил по совету нечестивых, и на пути грешников не стоял»Теилим 1,1

Свинья в будущем станет кошерной?

Темы: Кашрут, Машиах, Животные, Рав Моше Сытин, Конец времен, Свинья

Отложить Отложено

То, что свинья станет кошерной, — есть ли это в Геморе или в Тосафос? Помоги Вам А — ШЕМ.

Отвечает рав Моше Сытин

Здравствуйте!

Изречение о том, что свинья в будущем станет кошерной, не дошло до нас в сборниках мидрашей и агадот периода танаим и амораим. Но оно неоднократно упоминается у ришоним и ахароним («поздних» комментаторов). Вот некоторые из тех, кто приводит это изречение: Рабейну Бахье (комментарий к Ваикра 11:4), Ритво (трактат Кидушин 49 б), Ор а-Хаим (к Ваикра 11:3), Радбаз (2:828), Хатам Софер (комментарий к концу раздела Шмини), Реканати (к Ваикра 11:7) и другие.

Поскольку никто из ахароним не видел этого мидраша в сборнике, а только в виде цитаты, некоторые сомневаются в его подлинности. Но очень многие мудрецы, среди которых есть и ришоним, приводят это высказывание от имени мидраша, так что, по-видимому, изречение подлинное, но источник до нас не дошел. А сама идея, что в будущем некошерные животные станут кошерными, упоминается в нескольких мидрашах в той или иной форме (см. Ваикра Рабба 11, Шохер Тов на Тэилим 146).

Но далеко не все комментаторы понимают это высказывание буквально. Буквально его понимали Ор а-Хаим а-Кадош и Хатам Софер. Ор а-Хаим (к Ваикра 11:7) считает, что в будущем у свиньи появится недостающий признак кошерности: она станет жвачным животным и ее мясо будет разрешено в пищу без изменения традиционных рамок Галахи. Намек на это он находит в стихе (Ваикра 11:7): «И свинью (не ешьте), потому что (хотя) копыта у нее раздвоены и с разрезом, но жвачки она не отрыгает…» Здесь как бы подчеркнуто: свинья запрещена только потому, что она не жвачное. Если это изменится, то и запрет будет снят. Кроме того, Ор а-Хаим замечает: без огласовок (а их нет в свитке Торы) стих можно прочесть так: «но жвачки она не отрыгивала» — в прошедшем времени. Намек, что в будущем это изменится, свинья станет жвачным животным.

Но большинство комментаторов полагает, что изречение следует понимать иносказательно. Некоторые даже отвергают возможность буквального понимания, говоря, что мясо свиньи никогда не станет кошерным (Рабейну Бахье, там, Тора Тмима на Ваикра).

Многие комментаторы полагают, что «свинья» в этом изречении — символ царства Эдома. Эдом сравнивается со свиньей, поскольку это животное обладает только внешними признаками кошерности — у нее раздвоенные копыта, а «внутренний» признак жвачных животных отсутствует. Потомки Эдома так же «кошерны» внешне — позиционируют себя как блюстители этики и морали, действуя на самом деле по совсем иным законам.

Что же значит — «в будущем свинья станет кошерной»? По мнению некоторых комментаторов, речь идет о том, что в будущем потомки Эйсава раскаются и примут власть Единого Б-га, признают роль еврейского народа.

Согласно объяснению автора «Тора Тмима» (на Ваикра 11, прим. 21), речь идет о том, что в будущем благодаря потомкам Эдома евреи вернутся на свою землю (не приводит ли это на память резолюцию ООН 1947 года?)

Согласно одной из интерпретаций этого мидраша, рабейну Бахье (на Ваикра 11:4) пишет, что Третий Храм будет отстроен потомками Эдома (первые два Храма были построены соответственно царем Шломо и Зерубавелем).

Некоторые объясняли это изречение согласно Каббале: словом «свинья» («хазир») названа духовная сущность — Хазриэль, обвиняющая евреев перед Небесным судом. Изречение говорит о том, что в будущем эта сущность/ангел станет на сторону еврейского народа (Радбаз 2:828, Рабейну Бахье на Ваикра 11:4).

Так или иначе, точно знать, что будет в конце дней, мы не можем. Как сказал Рамбам: никто не знает, как это произойдет, пока это не произойдет. Поэтому будем терпеливо ждать тех времен, когда, с Б-жьей помощью, смысл этого изречения мудрецов станет абсолютно ясным.

С уважением, Моше Сытин

Материалы по теме


Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше