Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Выбор человека — только в том, чтобы принимать власть Всевышнего или противиться Ему?

Темы: Провидение, Свобода выбора, Рав Эльяким Залкинд, Добро и Зло

Отложить Отложено

Шалом, глубокоуважаемые мудрецы! Вопрос состоит из двух частей:

Как я поняла, человек играет свою роль, расписанную от рождения до смерти, и его выбор состоит только в том, что он может принимать происходящее как власть Всевышнего или противиться Ему. Тогда человеку не нужно ничего предпринимать от себя, ведь даже кажущееся его желанием стремление выполнить волю Творца, благословен Он, тоже не его, а входит в сценарий, ведь так? У меня руки опускаются теперь, если честно.

И вторая часть: почему страдают животные, ведь согрешил человек, это часть проклятия Земли? Если Творец это Добро, то почему Он допускает и принимает страдания в таком объеме, просто огромном, со стороны нечеловеческой части творения? Спасибо большое, если найдете время ответить мне. Екатерина

Отвечает рав Эльяким Залкинд

Уважаемая Екатерина,

Не знаем, что привело Вас к выводу о том, что выбор человека заключается лишь в реакции на происходящее. Возможно, в каких-то статьях, уроках или ответах было что-то недостаточно ясно сформулировано. Разумеется, и в этом тоже работа человека — как понять и принять происходящее не по его воле, суметь увидеть во всём Провидение Всевышнего. Но, безусловно, существует и выбор в действиях, поведении, в построении своей жизни.

Так, нам даны заповеди — выполнить предписания и не нарушить запретов — в делах, словах, мыслях, формировании эмоций и личных качеств. И все это в руках человека, зависит от его выбора, отдано на его усмотрение. Иначе как можно было бы предписывать что-то? И как были бы возможны награда и наказание за действия человека? А ведь воздаяние за всё — один из основных законов, заложенных в Творении.

Но человек выбирает сам. Сказать доброе слово или промолчать. Помочь другому или пройти мимо. Быть благодарным за помощь или скорее забыть. Обратиться к Творцу с просьбой, молитвой, благодарностью или воздержаться от этого. Вообще — работать над собой или нет. И даже просто: обмануть или нет, украсть или нет, соблюдать кашрут или нет. И так далее — несчетное число ситуаций выбора: ежеминутного, ежедневного или на «перекрестке дорог», или выбора, от которого будет зависеть вся жизнь.

Так нам сказано в Письменной и Устной Торе: выбор собственных действий, слов, мыслей зависит от человека, а не установлен Свыше.

Вот несколько цитат из труда Рамбама (Мишне Тора, Законы раскаяния, гл. 5): «Право дано каждому человеку: если захочет — обратиться на добрый путь и быть праведным, а если захочет — отклониться на порочный путь и быть злодеем. Это в его руках… Пусть не будет в твоих мыслях того, что говорят неразумные: что Святой, благословен Он, выносит постановление о человеке с самого его сотворения — быть ему праведником или злодеем. Это не так. Но каждый человек может быть праведным, как наш учитель Моше, или злодеем, как Йаровам… И нет ни того, кто принудит его, ни того, кто постановит о нем, ни того, кто потянет его на один из этих двух путей. Но он сам по своему разумению обращается на путь, который пожелает. Это то, что говорит Ирмеяу (Эйха 3, 38): “Не из уст Всевышнего исходят бедствия и благо”… И этот принцип — великий принцип и столп Торы и Заповеди. Как сказано (Дварим 30, 15): “Смотри, предложил Я тебе сегодня жизнь и добро, и смерть и зло…”, и сказано (Дварим 11, 26): “Я предлагаю вам ныне благословение и проклятие…” — то есть: право в ваших руках… (А иначе как бы Всевышний) заповедовал нам через пророков: делай так и не делай иначе, исправьте свои пути и не идите за своим злом?.. Как была бы возможна вся Тора? И по какому правосудию взыскивалось бы со злодея и воздавалась награда праведному? Разве Судья всей земли не совершит правосудия? (Берешит 18, 25)»

Потому не стоит волноваться, выбор в руках человека — что совершить. Но только Творец мира, любящий нас, Свои творения, говорит нам: «предложил Я тебе сегодня жизнь и добро, и смерть и зло… и выбери жизнь…» (продолжение стиха Дварим 30, 15) — как советуют любимым детям: поступайте правильно, и это будет жизнь...

С уважением, Эльяким Залкинд

 

Материалы по теме

Основные принципы еврейской веры

Рав Цви Вассерман

Лекция, прочитанная на подпольном семинаре в Ленинграде в 1980 г.

Фейсбук, закон GDPR, ФБР, Apple и что Тора говорит о разглашении конфиденциальной информации?

Рав Яков Шуб

Есть ли в Торе понятие «приватной», конфиденциальной информации?

Вот говорится, высший смысл — уподобиться Творцу. Но как воспринимать жестокость в Писании?..

Рав Эльяким Залкинд

Есть вещи в Писании, которые трудно понять...

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.


Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»… Читать дальше

Незамужняя дочь зажигает ханукальные свечи?

Рав Яков Шуб

Где лучше зажигать ханукальные свечи — дома или на работе?

Рав Реувен Куклин

Моя работа продолжается после выхода звёзд

Если достаточно одной свечи в каждый день Хануки, почему зажигают гораздо больше?

Рав Яков Шуб

Рав Яков Шуб отвечает на вопросы: на каком уровне мы выполняем заповедь о ханукальных свечах? Почему в этом случае Талмуд точно определяет, каким должно быть самое лучшее, красивое выполнение? Зачем понадобилось чудо с маслом? Как строить отношения с Твор

Как правильно зажигать ханукальные свечи водителю-дальнобойщику?

Рав Нахум Желязник

Ханукальные свечи зажигают только дома? Что считается домом? Туристическая палатка — это дом? А кабина трейлера? Можно ли зажечь фонарик вместо ханукальных свечей? А светодиодный? Если жена дома зажгла свечи, считается, что и муж тоже зажег?