Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Нужно ли произносить благословение на жевательную резинку?

Темы: Благословения на еду, Кашрут, Скромность в поведении, Еда, Рав Яков Шуб

Отложить Отложено

У нас с друзьями возник следующий вопрос: нужно ли произносить благословение на жвачку?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо, что обратились к нам. Прежде чем начать жевать резинку, нужно произнести благословение. Отметим: многие в религиозном обществе считают, что такое жевание не соответствует правилам хорошего тона.

Давайте коротко разберем Ваш вопрос. Для этого нужно сначала ответить еще на один: нужно ли произносить благословение перед тем, как попробовать какое-либо блюдо? Например, чтобы понять, готово ли оно, хватает ли соли и т. д. Шулхан Арух (210:2) приводит два мнения по этому вопросу.

Согласно первому мнению, все время, пока человек собирается только попробовать пищу (даже если он ее глотает), а не есть, он не должен произносить благословение на еду. (Речь о тех случаях, когда пробуют жидкость объемом меньше 86 мл. приблизительно или твердую пищу объемом меньше 30 см. куб.).

Согласно второму мнению, если человек проглатывает пищу, он обязан произнести перед этим благословение, даже если он ее только пробует. Но если он пробует и выплевывает, благословение произносить не нужно.

В конечном счете закон устанавливается так. Существует правило: если по вопросу о благословениях у галахистов есть сомнение и разногласия, принимают «облегчающее» мнение. Поэтому, если человек собирается только попробовать еду (даже если он ее глотает) и не собирается есть, он не должен говорить благословение.

Но, чтобы быть совершенно уверенным, изначально лучше поступить следующим образом: когда человек собирается попробовать и проглотить пищу, пусть решит для себя, что намерен получить от нее удовольствие, и рассматривает ее как еду. В этом случае он должен произнести благословение по всем мнениям (Мишна Брура 210:19).

Из сказанного понятно: когда человек собирается что-то съесть и получить от этого удовольствие, то по всем мнениям он должен произнести благословение, даже если количество пищи очень небольшое. Это верно, даже если он только «выжимает» вкус, но не ест саму пищу, как бывает, например, когда сосут палочки сахарного тростника (Шулхан Арух 210:15; Хаей Адам 49:4).

Теперь можно ответить и на Ваш вопрос о жевательной резинке: хотя саму эластичную основу выбрасывают после использования, она содержит вкусовые и ароматические добавки, которые человек ощущает и глотает, получая при этом удовольствие. Поэтому ПЕРЕД употреблением жевательной резинки следует произнести благословение «Ше-а-коль» — «Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Царь вселенной, по Чьему слову возникло всё» (респонс Беэр Моше 2:12, Киньян Тора 5:17). Но, поскольку объем этих добавок очень мал, нет обязанности произносить благословение ПОСЛЕ еды.

Хотя человек проглатывает лишь небольшое количество этих добавок, жевательная резинка, безусловно, должна быть кошерной — на ней должен быть эхшер. Т. е. она должна пройти проверку, после которой производитель получает на нее сертификат кошерности от компетентной организации, занимающейся кашрутом.

В заключение снова вспомним, что многие в религиозном обществе не считают жевание резинки «хорошим тоном».

С уважением, Яков Шуб


Читайте: тема Благословение

Материалы по теме


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ