Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли еврею молиться в состоянии алкогольного опьянения?

Темы: Вопрос раввину, Алкоголь, Лот, Миньян, Молитва, Благословения, Биркат а-Мазон, Шма Исраэль, Рав Моше Сытин

Отложить Отложено

Добрый день, можно ли еврею молиться (в частности, читать Шма), находясь в состоянии алкогольного опьянения? Большое спасибо за ответ!

Отвечает рав Моше Сытин

Здравствуйте! Ответ на вопрос зависит от уровня алкогольного опьянения. В Галахе выделяется три уровня:

  1. Шатуй — выпивший. Выпившим считается человек, употребивший больше рэвиит вина, а именно — 86 мл, чуть меньше половины одноразового стаканчика.
  2. Шикор — пьяный. Пьяным считается тот, кто не в состоянии вести беседу с высокопоставленным лицом. Если человек путается в словах, считается, что он не может разговаривать с вышестоящими.
  3. Шикор кэ-Лот — пьяный как Лот. Самый высокий уровень опьянения, когда человек не в состоянии контролировать свои поступки.

Выпивший

Изначально запрещено молиться и произносить Шма, даже выпив чуть больше рэвиит вина вне трапезы. Это, примерно, одноразовый стаканчик пива или небольшая рюмка водки/виски объемом около 24 мл.

Когда алкоголь употребляют вместе с едой, он влияет меньше, поэтому, выпив то же количество во время трапезы, можно молиться — при условии, что действие алкоголя не ощущается.

Но, если проходит время молитвы или Шма, нужно молиться, даже чувствуя легкое опьянение, — пока человек в состоянии говорить с высокопоставленным лицом.

Пьяный

Если человек опьянел настолько, что не может говорить с вышестоящими, молиться нельзя, даже если он пропускает время молитвы. Если проходит время чтения Шма, следует произнести «Шма Исраэль», но без благословений.

Благословения и Биркат а-Мазон можно произносить даже в состоянии опьянения, пока не достигнут уровень «пьяный как Лот».

Пьяный человек не присоединяется к миньяну и не «учитывается» при зимуне (приглашение к совместному благословению после трапезы, когда в ней участвуют как минимум трое совершеннолетних мужчин), пока действие алкоголя полностью не пройдет.

Пьяный как Лот

Человек, достигший такого уровня опьянения, считается «не в себе» и не может молиться и произносить благословения, пока находится под действием спиртного.

С уважением, Моше Сытин

Материалы по теме

Машиах и геула

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.

Благословения. Застольная молитва

Толдот Йешурун,
из цикла «Еврейские молитвы. Перевод сидура»

Фейсбук, закон GDPR, ФБР, Apple и что Тора говорит о разглашении конфиденциальной информации?

Рав Яков Шуб

Есть ли в Торе понятие «приватной», конфиденциальной информации?

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.


Запрет брать взятку упоминается в Торе трижды. Это запрещено даже тогда, когда взятка на практике не влияет на судебный приговор. Так же, как запрещено брать взятку, запрещено и давать ее. Важно, что запрет взятки относится и к нееврейским судам: согласно законам Ноя, народам мира заповедано сформировать справедливые суды, и потому запрещено искривлять правосудие. Читать дальше