Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

В голову лезут мысли, что, не дай Б-г, что-то не получится в жизни…

Темы: Страх, Благодарность, Рав Меир Мучник

Отложить Отложено

Написано у нас в Торе, что зло не спускается Cвыше, но часто в жизни мы сталкиваемся с проблемами, задачами, которые, кажется, трудно преодолеть и в голову лезут мысли, что у тебя, не дай Б-г, что-то не получится в жизни. Как это преодолеть, какие у вас взгляды на это? Денис

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Денис!

В голову лезут мысли, что, не дай Б-г, что-то не получится в жизни… Описываемое Вами состояние вполне понятно, оно действительно возникает у многих людей.

Как это преодолеть?

Люди разные, и для каждого работают свои методы. Лично я нахожу относительно действенными следующие аргументы:

Допустим, браться за то или иное дело страшно: я еще никогда этого не делал, кто знает, что будет, а вдруг не выйдет?

Да, может не выйти. Но что же, изначально пасовать и НЕ браться? А если это реальная возможность решить проблему и/или чего-то добиться, куда-то продвинуться, вырасти? И, если не возьмусь, то ТОЧНО не решу проблему и ничего не достигну. А если возьмусь, то, может быть, достигну? А вдруг получится?

Что же делать? Давай ПОПРОБУЕМ. Не будем чрезмерно надеяться, не будем убеждать себя, что нам все по плечу. Допустим, что, скорее всего, не получится, но пока что — просто попробуем это сделать, ведь может и получиться! В крайнем случае, если действительно окажется слишком трудно, всегда можно отступить и сказать себе, что не выходит. Оставим себе внизу такую страховочную сетку — и полезем вверх, на эту, вроде бы, неприступную скалу. Предпримем шаги, которые, по идее, могут привести наверх. И посмотрим, что выйдет.

И тогда, бывает, оказывает, что — смотри-ка, получается! «Глаза боятся — руки делают». Или, может быть, Б-г помогает?

Но почему глаза боятся? То есть, почему Б-г изначально так мучит человека и создает впечатление, что не получится, и тянет спасовать, избежать риска?

Если бы такого впечатления не было, если бы человек изначально чувствовал, что все сможет, он бы и делал все, не задумываясь ни о сложности пути, ни о Б-ге, Который может помочь.

Да и, вообще, ни о чем бы не думал. Как большинство здоровых людей ходят, не задумываясь о том, что ходить может быть трудно, что эту нашу способность постоянно поддерживает Б-г. И только когда болит нога или человек, не дай Б-г, вовсе становится инвалидом, то начинает понимать, как это на самом деле непросто и как неправильно воспринимать все «нормальные» способности, как должное.

Слава Б-гу, у большинства из нас нет причин сомневаться, сумеем ли мы выйти на улицу и дойти туда, куда нам надо. Но сумеем ли дойти до своей цели в жизни? В этом есть причины сомневаться. Но только это и вынуждает нас думать о Б-ге. И понимать, что, если Он нас туда не возьмет, то своими ногами действительно можем не дойти. Как сказано обо всех типах соблазна: если Б-г человеку не поможет, он не справится (Кидушин 30 б). Ведь, действительно, нас ждет столько разных этапов и ступеней, столько всего может не получиться!

Так что глаза боятся потому, что чувствуют: без помощи Б-га руки действительно ничего не смогут сделать. Поэтому в путь следует отправляться — с Б-гом.

И, если потом окажется, что — каким-то образом — справились, то надо помнить, каким именно.

Чтобы не получилось, как в той притче: при переходе через железнодорожные пути у человека застревает нога. Он пытается ее высвободить, первоначальное легкое волнение постепенно переходит в панику, особенно — когда вдали появляется поезд. «Б-же, помоги мне!» — обращается он к Небесам. «Если поможешь, если спасешь, я стану лучше… Я всю жизнь буду соблюдать заповеди… О, Б-же, неужели… Спаси, я всю жизнь буду...» В этот момент ему, наконец, удается высвободить ногу, и он успевает откатиться на безопасное расстояние: «…ладно, Б-же, уже не надо, я тут сам справился». (Есть и другие версии, с той же моралью).

В другом месте в Талмуде (Сукка 52а) сказано: в будущем злое начало — соблазны, препятствия — представится праведникам как высокая гора, и они будут плакать и недоумевать: как мы смогли покорить эту вершину?

А вот как: и сами — и с Б-жьей помощью. Пробовали, пытались, шагали, делали свое дело — а Б-г их «перенес». А если бы не пытались, то не «перенес» бы, все-таки свои усилия надо прилагать. Хотя бы попробовать. А потом — не забыть, Кто все-таки перенес. Ведь не само же «перенеслось» — «оно»...

С уважением, Меир Мучник

 

Материалы по теме


Слово «Макаби» — аббревиатура стиха из Торы «Ми камоха баэлим Ашем», который стал девизом восставших. Отсюда и прозвище семьи священников Хашмонаим — Маккавеи (на иврите «Макабим»). Они удостоились помощи Свыше и довели восстание до победного конца. Именно в это время произошло чудо с храмовым маслом, которое мы отмечаем зажиганием ханукальных свечей. Но когда Хасмонеи воссели на царском троне, это не привело ни к чему хорошему: их правление завершилось не так удачно, как поднятое ими восстание. Читать дальше

История еврейского народа 12. Война Хашмонеев за Тору Израиля

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Маккавеи, первая война, Ханукальное чудо.

Йеуда аМакаби (Маккавей)

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»

Краткая биография Йеуды по прозвищу Макаби (в рус. транскрипции Маккавей )

Тора о Хануке. Почему восемь дней?

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Ханука — еврейский праздник зажигания свечей — символ физической победы Маккавеев над греками и окончательной духовной победы света над тьмой.

Йоси бен Йоэзер и Йоси бен Йоханан

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).