Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

В голову лезут мысли, что, не дай Б-г, что-то не получится в жизни…

Темы: Страх, Благодарность, Рав Меир Мучник

Отложить Отложено

Написано у нас в Торе, что зло не спускается Cвыше, но часто в жизни мы сталкиваемся с проблемами, задачами, которые, кажется, трудно преодолеть и в голову лезут мысли, что у тебя, не дай Б-г, что-то не получится в жизни. Как это преодолеть, какие у вас взгляды на это? Денис

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Денис!

В голову лезут мысли, что, не дай Б-г, что-то не получится в жизни… Описываемое Вами состояние вполне понятно, оно действительно возникает у многих людей.

Как это преодолеть?

Люди разные, и для каждого работают свои методы. Лично я нахожу относительно действенными следующие аргументы:

Допустим, браться за то или иное дело страшно: я еще никогда этого не делал, кто знает, что будет, а вдруг не выйдет?

Да, может не выйти. Но что же, изначально пасовать и НЕ браться? А если это реальная возможность решить проблему и/или чего-то добиться, куда-то продвинуться, вырасти? И, если не возьмусь, то ТОЧНО не решу проблему и ничего не достигну. А если возьмусь, то, может быть, достигну? А вдруг получится?

Что же делать? Давай ПОПРОБУЕМ. Не будем чрезмерно надеяться, не будем убеждать себя, что нам все по плечу. Допустим, что, скорее всего, не получится, но пока что — просто попробуем это сделать, ведь может и получиться! В крайнем случае, если действительно окажется слишком трудно, всегда можно отступить и сказать себе, что не выходит. Оставим себе внизу такую страховочную сетку — и полезем вверх, на эту, вроде бы, неприступную скалу. Предпримем шаги, которые, по идее, могут привести наверх. И посмотрим, что выйдет.

И тогда, бывает, оказывает, что — смотри-ка, получается! «Глаза боятся — руки делают». Или, может быть, Б-г помогает?

Но почему глаза боятся? То есть, почему Б-г изначально так мучит человека и создает впечатление, что не получится, и тянет спасовать, избежать риска?

Если бы такого впечатления не было, если бы человек изначально чувствовал, что все сможет, он бы и делал все, не задумываясь ни о сложности пути, ни о Б-ге, Который может помочь.

Да и, вообще, ни о чем бы не думал. Как большинство здоровых людей ходят, не задумываясь о том, что ходить может быть трудно, что эту нашу способность постоянно поддерживает Б-г. И только когда болит нога или человек, не дай Б-г, вовсе становится инвалидом, то начинает понимать, как это на самом деле непросто и как неправильно воспринимать все «нормальные» способности, как должное.

Слава Б-гу, у большинства из нас нет причин сомневаться, сумеем ли мы выйти на улицу и дойти туда, куда нам надо. Но сумеем ли дойти до своей цели в жизни? В этом есть причины сомневаться. Но только это и вынуждает нас думать о Б-ге. И понимать, что, если Он нас туда не возьмет, то своими ногами действительно можем не дойти. Как сказано обо всех типах соблазна: если Б-г человеку не поможет, он не справится (Кидушин 30 б). Ведь, действительно, нас ждет столько разных этапов и ступеней, столько всего может не получиться!

Так что глаза боятся потому, что чувствуют: без помощи Б-га руки действительно ничего не смогут сделать. Поэтому в путь следует отправляться — с Б-гом.

И, если потом окажется, что — каким-то образом — справились, то надо помнить, каким именно.

Чтобы не получилось, как в той притче: при переходе через железнодорожные пути у человека застревает нога. Он пытается ее высвободить, первоначальное легкое волнение постепенно переходит в панику, особенно — когда вдали появляется поезд. «Б-же, помоги мне!» — обращается он к Небесам. «Если поможешь, если спасешь, я стану лучше… Я всю жизнь буду соблюдать заповеди… О, Б-же, неужели… Спаси, я всю жизнь буду...» В этот момент ему, наконец, удается высвободить ногу, и он успевает откатиться на безопасное расстояние: «…ладно, Б-же, уже не надо, я тут сам справился». (Есть и другие версии, с той же моралью).

В другом месте в Талмуде (Сукка 52а) сказано: в будущем злое начало — соблазны, препятствия — представится праведникам как высокая гора, и они будут плакать и недоумевать: как мы смогли покорить эту вершину?

А вот как: и сами — и с Б-жьей помощью. Пробовали, пытались, шагали, делали свое дело — а Б-г их «перенес». А если бы не пытались, то не «перенес» бы, все-таки свои усилия надо прилагать. Хотя бы попробовать. А потом — не забыть, Кто все-таки перенес. Ведь не само же «перенеслось» — «оно»...

С уважением, Меир Мучник

 

Материалы по теме


Тора предъявляет высокие требования как каждому судье персонально, так и к судебной системе в целом. В данном материале кратко изложены функции еврейского раввинского суда — бейт дина. Читать дальше