Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Творец допустил магию в нашем мире?

Темы: Свобода выбора, Колдовство, Добро и Зло, Рав Меир Мучник

Отложить Отложено

Добрый день. Вопрос мой таков: почему Творец допустил магию в нашем мире? Тем более, что этим можно навредить другому человеку. Роман

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Роман!

Насколько я понял, говоря о магии, Вы имеете в виду занятия вроде тех, от которых предостерегает Тора (Дварим 18:9-14): «Да не найдется у тебя… ни кудесника, ни волхва, ни гадателя, ни чародея…», подобных тем, что есть (были в те времена) у других народов. Сегодня проявления подобных сил и у других народов не наблюдается, но тогда они были, и Тора повелевает евреям к ним не прибегать, поскольку по своей природе эти силы нечистые.

Но почему тогда Всевышний дал им возникнуть?

Существует принцип: Б-г создал «одно напротив другого». «Напротив» каждой положительной силы в этом мире есть параллельная и соответствующая ей отрицательная. Современниками Авраама, олицетворения милосердия и гостеприимства, были жители Сдома, олицетворявшие противоположные качества. Тора говорит, что в еврейском народе никогда не было пророка, равного по силе Моше Рабейну, а мудрецы объясняют: ему был равен по силе нечестивый пророк Билам, его нееврейский современник.

Подобным образом, нечистые силы магии и колдовства, действующие вопреки законам природы, существовали в ту эпоху, когда люди могли удостоиться открытых чудес от Б-га, тоже идущих наперекор природе. Когда великие праведники обладали способностью в случае необходимости преодолевать законы природы с помощью Имен Б-га, произнося их и используя заложенные в них святые силы.

Такое сосуществование противоположных сил необходимо потому, что свет имеет смысл и ценность только на фоне тьмы. Только когда он ее рассеивает. Иначе, если «и без него светло», его сила не ценится и растрачивается зря. Смысл существования добра — борьба со злом. У великой силы должен быть достойный, сопоставимый с ней противник.

По этому принципу, кстати, построены все фантастические сюжеты: если есть добрый волшебник или обладатель какой-то другой особой силы, то должен быть и злой волшебник, обладатель аналогичной силы, чтобы борьба была на равных — а то и вовсе неравная: добро против превосходящих сил зла. Только тогда сюжет будет острым, а победа добра над злом — реальным достижением.

Также должна оставаться свобода выбора: если кто-то не только добрый, но и уникально сильный и, как следствие, непобедимый, то, конечно, все выберут его — не обязательно потому, что хотят добра, а потому, что хотят быть с победителем, а не с побежденным. Поэтому должно быть также и зло, обладающее подобной — или большей — силой, чтобы выбор был именно между добром и злом.

Например, при первой египетской казни вода обратилась в кровь. Чудо! Явно сотворено Всевышним! Что же остается ответить фараону, который только что отрицал Его и отказывался отпустить евреев?

Фараон быстро находит, что бросить в ответ: «И это называется — доказали?! Да мои колдуны могут сделать то же самое! У нас тут полстраны магов и колдунов, и вы хотите впечатлить нас какими-то своими колдовскими штучками и заставить нас что-то сделать?»

Таким образом, у фараона оставалась свобода выбора, и, если он не хотел верить во всемогущество Б-га и выполнять Его волю, то мог найти отговорки.

Да и не только фараон — все остальные люди тоже, включая и нас, любимых. В теории мы можем с восторгом говорить о мире, в котором происходят открытые чудеса, где существование и присутствие Б-га очевидно. Но осознаем ли мы до конца, каково жить в таком мире? Мы привыкли к свободе выбора: если не хотим что-то делать или просто устали, нет сил, или хотим что-то себе позволить, то пожалуйста, «Что вы от меня хотите, я не машина и не ангел!» Так мы чувствуем и действуем — если рядом нет человека, от которого мы зависим и который был бы этим недоволен, например, начальника. А если постоянно ощущаем, что есть Б-г и что Он реально постоянно присутствует? Это как непрерывно находиться в присутствии начальника или президента: надо постоянно вести себя хорошо, избегать любых оплошностей, любого неверного слова, любой неправильной мысли. Ой, так тяжело, так мы долго не выдержим!

Поэтому хороший начальник дает задание, но не стоит над душой. Мы должны знать, что обязаны выполнить работу хорошо, но должны также ощущать, что у нас есть какой-то простор и свобода выбора. Что можем сами решать, что, когда и как нам делать.

Поэтому в сегодняшней обычной жизни Б-г Себя скрывает. Мы знаем, что Он есть, но не ощущаем Его присутствие настолько, чтобы чувствовать необходимость постоянно вести себя хорошо. Мы должны по своему выбору поступать правильно — и сами выработать в себе чувство Его постоянного присутствия.

Но в прошлом Всевышний действительно совершал открытые чудеса и давал ощутить Свое присутствие гораздо более явно. В той ситуации, чтобы у людей оставался выбор, чтобы они не чувствовали себя несвободными в своих действиях, Б-г дал существование силам, которые, казалось бы, действовали «вопреки Его воле». Так у людей был выбор, к каким силам обратиться, за кем следовать — за Б-гом и Его пророками или за колдунами и идолопоклонниками.

Наконец, о том, что с помощью магии можно повредить людям. Так же можно спросить: почему Б-г допустил в этом мире существование оружия, которым можно причинить людям вред? Сегодня не надо быть магом, надо просто раздобыть ружье и… (Особенно в Америке эта тема актуальна, и там это вопрос даже не к Б-гу, а к людям, к Конституции с ее Второй поправкой. И ответ напрашивается не очень приятный…) А некоторые и без оружия находят возможность приносить людям вред: можно просто сесть за руль, въехать на тротуар или велосипедную дорожку и начать давить всех подряд. (Здесь даже людей не обвинишь: что теперь — не производить автомобили?)

И неминуемо приходим к тому же выводу: как ни крути, у людей должна быть свобода выбора и возможность поступать дурно — только тогда они могут заслужить награду за выбор поступать хорошо.

И только так могут заслужить награду те, кто борется с преступниками: полицейские, вся правоохранительная система. Только тогда в их существовании есть смысл. Ведь и в существовании всех профессий и ролей в жизни есть смысл только тогда, когда есть с чем бороться и что исправлять: когда есть в мире зло или просто недостатки. Когда есть что совершенствовать. Иначе жизнь была бы очень скучной — невыносимо скучной и пустой. Ибо цель жизни человека — совершенствовать мир, а это значит — бороться со злом и решать проблемы, которые, получается, неизбежно должны существовать. Чем больше зла и чем больше у него возможностей, тем больше работы у тех, кто с ним борется, и тем больше возможностей усовершенствовать мир.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме

Даат Твунот 9. Создание зла и его границы

Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Даат Твунот»

Парадоксально, но факт: Всевышний создал зло, чтобы с его помощью наградить праведников добром. Несмотря на то, что зло представляется полной противоположностью деянием Творца, за неприятностями скрывается истинное благо.

Кицур Шульхан Арух 166. Запрет гадания, астрологии и колдовства

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Что значит «высчитывать времена»?

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.

Что вы скажете о чудесных исцелениях от икон и мощей?

Рав Меир Мучник

Ведь и Моше сделал исцеляющее изображение змея, а умерший воскрес, прикоснувшись к костям Элиши?


Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше