Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Если собака просто заденет человека, то человек — нечистый и его молитва не принимается?

13 февраля, темы: Миква, Еврейский закон, Еврейская молитва, Ритуальная чистота, Тума, Рав Менахем Эпель

Отложить Отложено

Шалом. Я слышал, что, если собака (или любое животное, в данном случае это была собака) просто заденет человека, то человек нечистый или его тфила (молитва) не принимается. Должен человек пойти в микву? Спасибо за внимание.

Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте!

Чтобы ответ был более ясным, разобьем Ваш вопрос на три части: первая — становится ли человек в этом случае нечистым; вторая — влияет ли нечистота на «судьбу» его молитвы; третья — что в таком случае следует делать.

1) Во-первых, прикосновение к живому животному не делает человека нечистым. Поэтому, если собака была живая, вопрос отпадает. Что касается прикосновения к трупу животного или его части, Тора делит животных на две основные категории:

I) Восемь «мелких животных, ползающих по земле: слепыш, мышь и черепаха… Анака, варан, и ящерица, и хомэт, и крот…» (Ваикра 11:29, 30). Чтобы стать нечистым, достаточно прикоснуться к мясу, «туку» (определенный вид жира) или костному мозгу этих животных — кусочку размером с чечевичное зернышко. Или — к целой их конечности, даже если она размером меньше чечевицы. Прикосновение к остальным «мелким животным, ползающим по земле», не делает человека нечистым.

II) Дикие звери и скот, то есть животные, у которых есть «плоть», сухожилия и кости, четвероногие, которые хоть немного возвышаются над землей. Нечистым человека делает прикосновение к мясу или мозгу этих животных — кусочку размером с маслину. Исключение составляют кошерные животные, зарезанные кошерным способом. Прикосновение к ним не делает человека нечистым.

Следует отметить, что в этих законах есть еще много деталей, которые я в рамках ответа опустил.

2) Разве из-за нечистоты молитва не принимается? Сказано в Торе (Ваикра 16:16): «… над шатром соборным, находящимся у них среди их нечистоты». И комментирует Раши: «Несмотря на то, что они нечистые, Шхина (Б-жественное присутствие) — среди них». Мы все сейчас являемся нечистыми: ведь, даже побывав под одной крышей с умершим евреем, мы принимаем нечистоту, избавиться от которой можно только с помощью пепла красной коровы. А это сейчас невозможно, так как для этого нужен Храм, да и подходящая корова пока не находится. Тем не менее, мы молимся и Всевышний слышит наши молитвы.

3) В те времена, когда можно было избавиться от нечистоты, действительно, чистый человек, прикоснувшийся к трупу животного, должен был окунуться в микву, чтобы снова стать чистым. При этом Тора, в общем, не обязывает человека очиститься. Он обязан быть чистым, только если собирается войти в Храм или есть труму (если он коэн) и т. п. Но сейчас, когда мы все нечисты той нечистотой, которая возникает от прикосновения к умершему, нет смысла идти в микву. Ведь нечистота от этого никуда не денется.

Однако нельзя не упомянуть, что книги по Каббале и хасидизму уделяют большое внимание окунанию в микве. Считается, что погружение в микву добавляет человеку чистоты и святости. Но это не связано напрямую с темой Вашего вопроса.

С уважением, Менахем Эпель

Материалы по теме


Аарон — родной брат Моше Рабейну. Великий мыслитель, пророк, первый в ряду первосвященников Храма, прямой предок всех священников-коэнов. Вместе с Моше сыграл ключевую роль в еврейской истории — при Исходе из Египта и за сорок лет блуждания по пустыне. Читать дальше