Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли занимать работников бессмысленным трудом?

5 февраля, темы: Деньги, Заработок, Бизнес, Тора и бизнес, Работа, Чувства и разум

Отложить Отложено

У меня есть небольшая компьютерная фирма, где работает около 20 человек. Экономическое положение сейчас не очень хорошее, заказов не так много. Поэтому иногда получается, что какую-то часть времени, когда нет заказа, работники просто отдыхают. Они используют это время для перекуров, распития кофе, некоторые сидят в интернете или просто болтают.

Вначале у меня к этому не было больших претензий, ведь в какой-то мере это моя вина, что не могу обеспечить их работой. Но потом я заметил, что такая обстановка отрицательно влияет на производительность работников. Даже когда есть заказы, они стали не очень напрягаться и продолжают много времени проводить на перерывах, что в результате отрицательно сказывается на качестве работы. У меня возникла идея: придумать фиктивные несуществующие проекты, чтобы нагрузить их работой, так они не будут расслабляться и, когда нужно, будут серьезно относиться к своим обязанностям. Что вы думаете по этому поводу?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо, что обратились к нам. С точки зрения еврейского закона существует спор, запрещено ли занимать наемных работников бессмысленным трудом. В любом случае с этической точки зрения это неприемлемо. Попробуйте применить свою руководительскую смекалку и придумать, как занять работников по-другому.

Давайте разберем Ваш вопрос подробнее. Еврейский Закон уделяет большое внимание отношениям работника и работодателя, значимым во многих сферах современного бизнеса. Поэтому давайте попробуем разобраться, можно ли с точки зрения еврейского Закона загружать работников ненужной работой.

Ненужная работа упоминается в самой Торе. Речь идет о ситуации, когда бедный человек, которому не хватает на пропитание, продает себя в рабство. Тора (Ваикра 25:39) предписывает особое отношение к такому рабу. В частности, запрещено использовать его на работах, которые обычно выполняются именно рабами и поэтому унижают его: например, нести вещи за господином в баню или обувать его. Такого раба можно использовать только на работах, которые обычно выполняют наемные работники, например, на полевых работах или в ремесленной деятельности.

Затем Тора (Ваикра 25:43) говорит, что такого раба нельзя нагружать непосильным трудом (бэ-фарэх). Что же называется непосильным трудом? Например, нагревать воду, которая впоследствии не будет использована, или обрабатывать виноградник, когда время работы точно не определено, скажем, когда хозяин говорит: «Работай, пока я не вернусь».

Приведенные примеры показывают, что «непосильным» называется не столько физически тяжелый труд, сколько такой, который подавляет психологически. Ведь не секрет, что самое тяжелое для человека — делать работу, результаты которой никому не нужны, или работу, цели или сроки которой не определены.

Из комментария Раши следует, что запрет Торы нарушается, только когда хозяин поручает рабу такую работу, чтобы поиздеваться над ним. Рамбам (Законы о рабах 1:6) приводит те же примеры, что и Раши, но подчеркивает: запрет нарушается не только в тех случаях, когда раба нагружают бессмысленной работой или работой без временных рамок, когда это делается ради издевательства над рабом, но также — когда хозяин просто хочет занять раба, чтобы тот не бездельничал.

Следующий очевидный вопрос: такую работу запрещено поручать только еврейскому рабу, о котором говорилось выше, или наемному работнику тоже? Понять, в чем различие между ними, достаточно легко: ведь наемный работник — свободный человек и всегда имеет возможность оставить работу, если она ему не подходит, а у раба такой возможности нет. Поэтому, если наемный работник соглашается выполнять эту работу, можно предполагать, что она его устраивает.

Сефер а-Хинух (мицва 346) разбирает этот вопрос и подчеркивает: непосильным трудом запрещено занимать только еврейского раба, а к обычному наемному работнику это не относится. Так же считает и Рамбам.

Однако Сефер а-Хинух говорит: хотя наемному работнику такую работу поручать не запрещено, работодатель должен проникнуться «духом» этого запрета и относиться с уважением к нуждам наемных работников, не давать им заданий, которые подавляют их психологически. Сефер а-Хинух говорит, прежде всего, о бедных наемных работниках — они наиболее уязвимы, им нелегко оставить свою работу и найти другую. Исследования современного рынка труда также свидетельствуют: люди не спешат оставлять рабочее место, даже если условия труда не самые подходящие, если только им реально не предложили работу лучше нынешней. Получается, что и современным работодателям неэтично занимать наемных работников бессмысленным трудом.

Следует также отметить, что Рабейну Йона в своей книге Шаарей Тшува (3:60) не принимает мнение Рамбама и Сефер а-Хинух и говорит, что бессмысленным трудом запрещено занимать не только еврейского раба, но и любого наемного работника. Рабейну Йона сильно расширяет рамки этого запрета и говорит, что, в принципе, он действует в любом случае, когда один человек просит другого сделать для него какую-то работу, тяжелую или легкую, а другой не может отказаться — из-за страха, стеснения или по какой-то иной причине. Таким образом, согласно мнению Рабейну Йоны, современным работодателям запрещено давать работникам бессмысленные поручения по закону, а не только с этической точки зрения.

Итак, мы видим, что у законодателей нет единого мнения о том, запрещено ли давать наемным работникам бессмысленные задания. В любом случае это неэтично. Более того, даже с практической точки зрения это не самое полезное: в конечном счете это может непоправимо подорвать авторитет руководства в глазах работников. Ведь, если они узнают, что те проекты, которыми они занимаются, на самом деле фиктивные, они почувствуют себя униженными и в дальнейшем будут относится к работе менее ответственно.

Поэтому, хотя Ваша позиция очень понятна (непросто платить деньги, заработанные тяжелым трудом, за безделье сотрудников), стоит, все же, поискать какой-то другой выход из создавшейся ситуации, чтобы не занимать их фиктивными проектами. Вы как руководитель наверняка сумеете найти какое-нибудь полезное решение. Может быть, есть возможность организовать для них пока что курсы повышения квалификации или поручить им делать разработки для будущих проектов?

Желаем Вам удачи в организации бизнеса по законам Торы.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Готовность прислушиваться к окружающим и исправлять свои недостатки — одна из главных тем самосовершенствования человека в иудаизме. С другой стороны, критиковать тоже нужно уметь. Читать дальше