Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказали древние мудрецы: “В дни Машиаха мир будет отличаться от нынешнего лишь тем, что нееврейские царства не будут господствовать над Израилем” (Брахот 34 б)»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 9, 2

Каково отношение Торы к использованию допинга?

11 февраля, темы: Обман, Заработок, Здоровье, Спорт, Современность, Рав Яков Шуб

Отложить Отложено

Сейчас в преддверии Олимпиады много говорят о проблеме допинга в современном спорте. Интересно было бы узнать, каково отношение Торы к использованию допингов? Есть ли в Торе что-нибудь на эту тему?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо, что обратились к нам. Вы задаете верный вопрос. Тора — это не просто литературное произведение, она охватывает все сферы человеческой деятельности, поэтому мы всегда говорим о том, как правильно «жить по Торе». Вопрос об использовании допинга, безусловно, можно рассматривать с точки зрения нескольких сфер еврейского Закона. При этом сразу оговоримся: сообщаемая информация не имеет никакого отношения к допинговому скандалу, в отношении выступления сборной России на Зимней Олимпиаде, и затрагивает только общие вопросы, касающиеся взгляда еврейского Закона на проблему допинга.

Использование лекарственных препаратов не в медицинских целях

Многие лекарственные препараты разработаны для того, чтобы лечить заболевания и снимать их симптомы, другие предназначены для обезболивания, есть препараты, которые используются в профилактических целях. При этом известно, что некоторые лекарственные препараты, например, антидепрессанты, стероиды и т. п., могут использоваться и давать результаты не только в области медицины. Поэтому возникает естественный вопрос: разрешено ли с точки зрения еврейского Закона использование лекарственных препаратов не в медицинских целях?

В других ответах мы уже упоминали о том, что обязанность лечить и лечиться не является само собой разумеющейся. Существование такой обязанности мы выводим из стиха в книге Шмот: «…пусть заплатит за остановку в его работе и совершенно вылечит его» (21:19). Если бы этого стиха не было, мы могли бы подумать, что, поскольку болезни посылаются человеку Свыше, чтобы заставить его переосмыслить свои поступки или в качестве наказания и мы не имеем права вмешиваться в Б-жественное провидение.

Поэтому некоторые галахические авторитеты считают: т. к. Тора сообщает отдельно, что лечить и лечиться разрешено, это разрешение касается только лечения внутренних болезней и внешних повреждений. Если лечебные методы используются не в медицинских целях, это будет считаться вмешательством в план Б-жественного провидения. В частности, широко обсуждался вопрос о пластических операциях для красоты и т. п. темы (респонсы Шаарэй Цедек, Йорэ Дэа 143, Игрот Моше, Орах Хаим 3:90, Циц Элиэйзер 11:41).

С этой точки зрения использование допинговых препаратов будет запрещено, поскольку допинг используется не для лечения, а для того, чтобы стимулировать и мобилизовать организм человека для достижения более высоких спортивных результатов.

Стоит отметить: другие галахические авторитеты считают — если лечение проводится средствами, доступными врачам, в частности, с помощью операции или медикаментов, это не является вмешательством в план Б-жественного провидения, даже если эти средства используются не в медицинских целях. Запрещено только использование колдовства и т. п., а естественные средства, доступные нормальному человеку, не запрещены, если только они не угрожают жизни и не вредят здоровью (респонс Шевет а-Леви 6:198).

Обязанность беречь свое здоровье

Не секрет, что употребление некоторых допинговых препаратов в конечном итоге отрицательно сказывается на здоровье спортсмена. Тора же предписывает нам заботиться о здоровье и не подвергать свою жизнь опасности: «Берегите же очень души ваши…» (Дварим 4:15).

В этой связи известный раввин Йехезкель Ланда в своем респонсе (Нода би-Йеуда, Йорэ Дэа 2:10) рассматривает вопрос, разрешено ли еврею охотиться. В Талмуде (Бава Меция 112а) сказано, что наемному работнику приходится иногда рисковать жизнью во время работы. Из этого рав Ланда делает вывод, что обязанность беречь свое здоровье может быть «отодвинута» на второй план, когда человеку необходимо зарабатывать на жизнь. Поэтому рав Ланда говорит: охотиться, чтобы заработать себе на пропитание, не запрещено, но охота ради удовольствия запрещена, т. к. это занятие опасное для жизни. Иными словами, в некоторых случаях мы можем взвешивать и решать, что для нас важнее: риск или выгода.

Здесь можно провести аналогию с использованием допинга. Если речь идет о профессиональном спортсмене, который делает это, чтобы заработать на жизнь, то, вполне возможно, использование допинга, даже если это вредно для здоровья, не будет нарушением предписания беречь здоровье — поскольку обеспечить себе пропитание для человека важнее. Тем не менее, этот принцип будет достаточно сложно применить, если человек уже заработал достаточно и принимает допинг только с целью увеличить свое состояние.

С другой стороны, если речь идет о спортсмене-любителе, у которого есть другой источник дохода, то, если использование допинга может нанести вред его здоровью, это будет нарушением предписания беречь здоровье.

Неравная конкуренция

Талмуд (Бава Меция 61а) говорит: владелец магазина может раздавать детям сладости, чтобы привлечь их в магазин в качестве покупателей. Это разрешено потому, что и конкурирующее предприятие может поступить так же и раздавать лучшие сладости. Таким образом, здесь нет неравной конкуренции.

Но очевидно, что к использованию допинга этот принцип неприменим. Нельзя заявить, что спортсмен-конкурент также может использовать допинг, чтобы восстановить равновесие. Ведь допинг, в отличие от сладостей, зачастую вредит здоровью и запрещен законом.

Разновидность кражи, введение в заблуждение, нарушение законов спортивных организаций

Один из ведущих раввинов прошлого поколения Рав Моше Файнштейн в своем респонсе (Хошен Мишпат 2:30) отмечает: списывая на экзаменах, человек может нарушить несколько запретов сразу. Во-первых, запрет вводить в заблуждение (гневат даат). В Гмаре (Хулин 94а) сказано, что это запрещено как в отношении евреев, так и в отношении неевреев. Кроме того, запрет нарушать законы государства, в котором проживают евреи (дина дэ-малхута). А в некоторых случаях, когда результаты экзаменов влияют на трудоустройство, зарплату, стипендию и т. п., может быть также нарушен запрет красть.

Поэтому, если соревнования имеют призовой фонд, из которого победитель получает деньги, то использование допинга становится разновидностью кражи: если спортсмен побеждает благодаря допинговым препаратам, он становится вором. Ведь правила соревнований запрещают ему принимать допинг.

Кроме того, болельщики, вероятнее всего, готовы платить только за возможность наблюдать за честной спортивной борьбой, где у всех участников равные шансы.

И, даже если победа в соревнованиях не связана напрямую с получением денег, в любом случае это будет нарушением запрета обманывать и вводить в заблуждение. Ведь участники соревнований, судьи и зрители предполагают, что соревнования проводятся на равных условиях, без допинга.

Кроме того, по некоторым мнениям здесь может нарушаться еще один запрет — запрет преступать закон государства, в котором проживают евреи (дина дэ-малхута). Ведь по правилам международных спортивных организаций использование допинга запрещено.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Тора содержит учение Б-га о морали и Его воззрение на этот мир. Тора была дана еврейскому народу на горе Синай; это событие означало рождение народа Израиля как нации, обладающей определенной целью. Поэтому Тору можно назвать конституцией еврейского народа. Читать дальше