Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему вне Земли Израиля просьбу о дожде начинают произносить по григорианскому календарю?

Темы: Молитва Амида, Молитва о дожде, Месяц Хешван, Еврейский календарь, Еврейский закон, Талмуд, Еврейская молитва, Рав Бенцион Зильбер

Отложить Отложено

Разъясните, пожалуйста, ситуацию со сменой вставки в девятом благословении молитвы Амида с летней (о росе) на зимнюю (о дожде). Как так получилось, что момент ее смены фиксируют по григорианскому календарю? В Кицур Шулхан Арухе (на русском) написано, что ее меняют на шестидесятый день после окончания лета. Это непонятно. Когда считают дату окончания лета? 1 сентября? Не получается. По нашему календарю — не может быть, т. к. в этом случае, какую дату ни возьми, не может быть 60 дней 5-го декабря. Короче, непонятно. И еще. Если датой смены вставки считается дата григорианского календаря, то почему менять вставку нужно в Маарив (вечернюю молитву)? Ведь по григорианскому календарю смена дат не вечером, а в 12 ночи. Непонятно. Шломо-Александр

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемый Шломо-Александр!

Вы задали очень важный и интересный вопрос. На чем основан обычай евреев вне Земли Израиля начинать произносить в молитве зимнюю вставку — просьбу о дожде — по Григорианскому календарю?

Этот обычай основан на гмаре в трактате Таанит. Гмара говорит (10а), что бэ-гола (то есть, в Вавилоне) начинают добавлять эту вставку через 60 дней после начала ткуфат тишрэй (условно: осенний период). Во всем мире принято поступать согласно обычаю Вавилонии — начинать произносить вставку о дожде через 60 дней после ткуфы. (А в Израиле, Гмара говорит, мы начинаем произносить вечером 7 хешвана — через две недели после Шмини Ацерет, т. к. за эти две недели паломники успевали дойти до реки Евфрат). В этом вопросе мы поступаем согласно системе Шмуэля: делим средний солнечный год — 365 суток и 6 часов — на четыре равные части. Каждая ткуфа, получается, включает 91 сутки и 7,5 часов. Выходит, что эти периоды идут по среднему солнечному году, который составляет 365 суток и 6 часов.

В Талмуде приводится еще ткуфа рава Ады, которая меньше, чем ткуфат Шмуэль, и более точная, но решили для простоты расчетов ткуфот принять систему Шмуэля — по году 365 суток и 6 часов.

В этом году ткуфат тишрэй пришлась на 7 октября в 9 утра. Шестидесятый день после ткуфы включает день, на который она выпадает. Шестидесятый день выпадает на 5 декабря. Но, если считать дни по еврейскому календарю, то день начинается с вечера предыдущего дня, т. е. 4 декабря вечером. Поэтому в обычном году начинают добавлять эту вставку в молитве Маарив с 4 на 5 декабря (так было, например, в 2016, 2017 годах, и так будет в декабре 18 года). А в году, предшествующем високосному году по солнечному календарю (осень перед годом, сумма цифр которого делится на 4), за эти четыре года набирается еще один день, поэтому начинают вечером с 5 на 6 декабря. Т. е., например, в 2019 году, перед 2020, начнут произносить вставку в молитве Маарив с 5 на 6 декабря.

Ткуфат Шмуэль, как и Григорианский календарь, построен на средней продолжительности солнечного года. Поэтому они, как правило, совпадают.

С уважением, Бен-Цион Зильбер

Материалы по теме


Слово «Макаби» — аббревиатура стиха из Торы «Ми камоха баэлим Ашем», который стал девизом восставших. Отсюда и прозвище семьи священников Хашмонаим — Маккавеи (на иврите «Макабим»). Они удостоились помощи Свыше и довели восстание до победного конца. Именно в это время произошло чудо с храмовым маслом, которое мы отмечаем зажиганием ханукальных свечей. Но когда Хасмонеи воссели на царском троне, это не привело ни к чему хорошему: их правление завершилось не так удачно, как поднятое ими восстание. Читать дальше

История еврейского народа 12. Война Хашмонеев за Тору Израиля

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Маккавеи, первая война, Ханукальное чудо.

Йеуда аМакаби (Маккавей)

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»

Краткая биография Йеуды по прозвищу Макаби (в рус. транскрипции Маккавей )

Тора о Хануке. Почему восемь дней?

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Ханука — еврейский праздник зажигания свечей — символ физической победы Маккавеев над греками и окончательной духовной победы света над тьмой.

Йоси бен Йоэзер и Йоси бен Йоханан

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).