Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Это правда, что Б-г изучает Тору?

Темы: Мидраш, Талмуд, Агада, Еврейская молитва, Изучение Торы, Рав Менахем Эпель

Отложить Отложено

Шалом. Интересуюсь иудаизмом. В одном труде прочитал:

«То, что изучению Торы предавалось огромное значение, вероятно, представлялось евреям обоснованным: ведь одно из еврейских преданий сообщает, что Сам Всевышний усердно изучает Тору по три часа в день. Поэтому понятно, что некоторые евреи скажут: “Если уж Сам Всевышний усердно изучает Торы, тем более это должны делать Его земные создания: им следует погрузиться в учебу с головой”».

Это правда, что Б-г изучает Тору???

Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте!

Действительно, в Вавилонском Талмуде (трактат Авода Зара 3 б) сказано, что первые три часа дня Всевышний изучает Тору. Однако важно знать, что в Талмуде есть два вида изречений: Галаха — законы и Агада — притчи, нравоучения, истории. Галаха учит нас деталям выполнения заповедей, и поэтому в ней мудрецы все раскрывают и объясняют максимально подробно. А Агада зачастую содержит моменты сокровенного учения, поэтому здесь, наоборот, мудрецы используют формулировки «завуалированные», понятные лишь тем немногим, для кого это учение предназначено. Поэтому, изучая Агаду, важно помнить, что за «странными» иногда высказываниями мудрецов скрывается глубокий и тонкий смысл. Так, например, прояснением высказывания о том, что Б-г изучает Тору, занимались такие великие знатоки Каббалы как Маараль, Гаон из Вильно, Бен Иш Хай, раби Шломо Эльяшив и др.

Однако сначала приведу объяснение рабби Элияу-Элиэзера Деслера, которое он дает своим ученикам («Михтав ми-Элияу» ч. 4 стр. 331). Это объяснение ценно, кроме всего прочего, еще и тем, что содержит в себе несколько важных принципов понимания Агады. Цитирую в вольном переводе с небольшими сокращениями: «Всегда надо помнить следующее правило: все, что мы видим или изучаем в словах наших мудрецов о Всевышнем, не содержит никакой информации и не дает никакого представления о Его сущности. Ибо сущность Его известна лишь Ему одному. И ни у одного творения, даже у ангелов, нет даже начального постижения Его сущности… Во-вторых, мы должны знать, что нет никакой возможности говорить о времени, когда мы говорим о Всевышнем, ибо Он — над временем. Поэтому говорить, что каждый день в таком-то часу Он делает то-то и то-то — бессмысленно. В-третьих, понятие “деятельность” имеет смысл, только когда речь идет о сотворенном… Ибо деятельность — это исправление и усовершенствование чего-либо, а Всевышний совершенен полным совершенством, и нет ничего, что бы Ему не доставало… Все, что мы будем узнавать и изучать о Всевышнем, — это только то, как Он открывается нам в Своем влиянии на Свои творения. Это действия Всевышнего — сделать нам добро и дать нам все недостающее, ибо нам недостает очень многого. Всё, буквально всё, мы должны получать из Его рук: жизнь, мир, пропитание и все, чего нам не хватает… Это деяния Всевышнего. И у этих деяний есть место и время, так как они относятся к Творению, а оно ограничено местом и временем. И все Имена, которые мы упоминаем, — это названия Его атрибутов, проявлений Его влияния, Его воздействия, как, например, Господь, Царь, Судья и т.п. То есть, то, что мы должны ощущать, подвергаясь этому воздействию… И это изречение в трактате Авода Зара подразумевает воздействие (Всевышнего на этот мир). То есть каждый день Всевышний воздействует на Творение четырьмя видами воздействия, которые включают в себя все. Первое — это то, что Он дает нам Тору и мудрость…».

А вот объяснение Маараля (в вольном переводе с сокращениями): «Тора — это порядок мироздания. И сказано об этом в мидраше: Всевышний смотрел в Тору и творил ею мир. То есть, Тора — это порядок мироздания, и Всевышний сотворил мир весьма упорядоченным… И изречение о том, что Всевышний занимается Торой, подразумевает, что Он поддерживает порядок и следит за ним. Чтобы мир пребывал в том же порядке, в котором был сотворен…»

Как мы упоминали выше, это изречение проясняют и другие каббалисты. Но этими объяснениями сейчас заниматься не будем, так как их понимание требует дополнительной подготовки.

Отметим только, что эти объяснения не «согласуются» с текстом, который Вы цитируете. В цитате, которую Вы привели, евреи усердно изучают Тору, беря пример с Творца. То есть автор текста понимает это изречение буквально. Возможно, есть у этого изречения и смысл близкий к буквальному, но я такого объяснения не видел. Кроме того, сама эта идея — евреи усердно изучают Тору потому, что они берут пример с Всевышнего, — непонятна.

С одной стороны, Тора действительно предписывает нам ходить путями Всевышнего, как сказано в книге Дварим 28:9. И мудрецы учат нас «подражать» Ему, как сказано в Талмуде (Шабат 133 б). Но там речь идет о том, что человек должен, подобно Всевышнему, быть добрым, милосердным, справедливым и т.п. А изучение Торы — это прямая заповедь. Кроме того, есть множество изречений в Танахе, Талмуде и Мидраше о важности усердного изучения Торы и о возвышенном наслаждении, которое получают изучающие ее. Например: «Лучше для меня Тора из уст Твоих, чем тысячи золотых и серебряников» (Тэилим 119:72), «Радуюсь я словам Твоим, как нашедший великую добычу» (Тэилим 119:162). Эти слова царя Давида знает каждый еврей, знакомый с Традицией. А вот цитата из Талмуда (Шабат 127а): «Вот добрые дела, плоды которых человек пожинает в этом мире, а заслуга его сохраняется и для мира будущего: почитание отца и матери, и помощь ближнему, и ранний приход в дом учения утром и вечером, и прием гостей, и забота о больных, и помощь бедным невестам в устройстве свадьбы, и участие в похоронах, и сосредоточенность при молитве, и примирение поссорившихся сторон, и изучение Торы, равноценное всем этим заповедям, вместе взятым». Эти слова приводятся в молитвеннике, и их принято читать каждое утро. Эти и подобные им высказывания известны всем и постоянно упоминаются в книгах по еврейскому мировоззрению. С этих слов ребенок начинает свое знакомство с Торой дома и в хейдере. А о том, что Всевышний учит Тору, многие вообще не слышали. И не из-за пренебрежения, не дай Б-г, а из-за глубины и тонкости настоящего смысла этого высказывания. Поэтому, хотя идея, изложенная в приведенной Вами цитате, и имеет под собой почву, мне кажется, что в реальности еврейский народ черпает силы для усердного изучения Торы из других источников Торы, см. выше.

С уважением, Менахем Эпель

Материалы по теме

Мидраш рассказывает. Недельная глава Берейшит.

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Устная Тора о первой главе Пятикнижия.

Врата молитвы 1. Ничто не даётся без молитвы

Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»

Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве

Рав Менахем Эпель

Редакция Толдот

Родился в 1972 г в украинском городе Новоград-Волынский, в еврейском мире более известном как Звиль. В 1994 году приехал в Израиль. Учился на программиста в Хайфском Технионе. По окончании Техниона служил в израильской армии. Параллельно с воинской службой по вечерам учил Тору в  ешиве  для  баалей тшува  «Нетивот Олам» (г. Бней-Брак). После армии пошел в ешиву на целый день. Учится в колеле «Толдот Йешурун». Руководит работой вечернего колеля Толдот в Бат-Яме. Кроме того, часто дает уроки в разных общинах и колелях Израиля.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.


Нам известно, что Б-г ничего не делает случайно. И, тем более, в истории выхода из Египта, который является началом становления евреев как нации, не было случайностей. Почему же тогда было именно десять казней, и именно таких? Читать дальше