Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Откуда в человечестве столько зла и жестокости, если Всевышний создал человека по Своему образу?

9 января, темы: Сотворение человека, Злое начало, Всевышний, Душа, Мировоззрение, Совесть, Добро, Зло, Рав Меир Мучник

Отложить Отложено

Уважаемые раввины. Если Всевышний создал человека по образу и подобию своему, так откуда столько зла и жестокости проявилось у человечества уже на самых ранних стадиях его развития? Огромное спасибо. Юрий

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Юрий!

Откуда в человечестве столько зла и жестокости, если Всевышний создал человека по Своему образу?

Хотя Всевышний действительно создал человек по Своему образу и подобию, это не означало, что человек сразу будет ангелом.

Человек создан для того, чтобы совершенствовать себя и мир и таким образом заработать награду, добиться идеала, почувствовать, что он чего-то достиг. А чтобы достижение было истинным, оно должно быть непростым, путь должен быть пройден «против ветра», с преодолением сопротивления. Поэтому Б-г также создал человеческие недостатки и слабости, чтобы на пути к идеалу каждому пришлось преодолевать самого себя. Более того, в этой борьбе должна быть предусмотрена возможность поражения, чтобы ставки были высокими, иначе, опять же, победа мало чего будет стоить. Поэтому недостатки и слабости должны быть достаточно существенны, чтобы у них был реальный шанс потянуть человека на дно. Только тогда схватка будет справедливой и награда за преодоление препятствий — заслуженной.

Итак, с самого начала в человеке должны были быть заложены недостатки и способность творить как добро, так и зло.

Но что же тогда означает сотворение человека по образу и подобию Б-га?

Объясняет рав Шимшон-Рефаэль Гирш: в человеке изначально заложено естественное чувство истины и справедливости, добра и милосердия и неприятие зла и лжи. Поэтому, когда он видит зло и несправедливость, у него закипает кровь и появляется жгучее желание изменить ситуацию. И если в нем самом что-либо противоречит принципам добра и справедливости, возникают подобные же чувства, побуждающие его измениться, — это называется совестью. Такая природа человека — не сам идеал, но заложенное в нем стремление к идеалу.

И в этом смысле действительно все созданные по образу и подобию Б-га люди, в принципе, хороши. Ведь, если спросить, большинство из них ответит, что грабить и убивать нехорошо, что надо делать добро и помогать людям.

Но, как сказано, чтобы человеку было, за что получать награду, даже в такой ситуации должна существовать возможность скатиться к злу. Как именно?

Прежде всего, хотя все за добро и против зла, в саму формулу, что такое хорошо и что такое плохо, могут быть подставлены разные данные.

Мир так устроен, что интересы и идеи разных людей могут приходить в противоречие друг с другом и приводить к столкновениям. Мне противодействует сосед/коллега/подрезавший на дороге водитель. «Нам» противодействуют «они»: либералы/консерваторы/американцы/русские и т. д. Того, с кем я сталкиваюсь непосредственно, я сам вижу и чувствую, как мне из-за него плохо. С «ними», представителями другого общества или государства, я обычно не сталкиваюсь, они где-то далеко, и я про них мало что знаю, но «наши» СМИ говорят, что они плохие и хотят нас уничтожить или просто обижают кого-то «хорошего», из «наших».

Ах, злодеи! Ведь я (человек, общество, страна) знаю, что я хороший и стремлюсь к идеалу, что желаю всем добра и никак не пытаюсь кому-то навредить. И очевидно, что я прав, что я действую так, как того требуют принципы добра и справедливости. Значит тот, кто противодействует мне («нам»), — он против всего хорошего. Он хочет все уничтожить! Надо его остановить, проучить, отомстить! Любыми средствами — нельзя же давать злу восторжествовать!

Так, в результате действия тех самых качеств, совести и идеализма, в человеке вскипает ярость благородная и праведный гнев. Но стремление бороться со злом, направленное не туда, само превращается в зло и приводит к пагубным последствиям.

Кроме того, жизнь по своей природе непроста, и человеку приходится сталкиваться с множеством трудностей и несправедливостей, которых он, вроде бы, не заслужил: он хороший человек, почему же ему должно быть так трудно? Так его врожденный инстинкт справедливости может породить в нем чувство, что «жизнь» несправедлива. Надо «ей» отомстить. То есть какому-то ее конкретному «представителю». Ведь если есть несправедливость, должен же кто-то быть в этом виноват. Так стремление к справедливости может толкнуть человека на поиски виноватых и на «месть жизни» в их лице.

Лучшими кандидатами на роль виноватых являются те, с кем ему приходится в жизни сталкиваться и от кого он, таким образом, получает «удары» непосредственно. Или же целая группа людей, которые в его обществе воспринимается как «чужие». Они рядом с нами, но одеваются не так или ведут себя не так. Уж не они ли тут как-то навредили? Или те, кто далеко, но о ком я уже «знаю», что они плохие и только и мечтают о том, как бы мне или «нам» навредить — см. выше. И тогда становится понятно, кто на самом деле во всем виноват и против кого обратить свой праведный гнев, кому мстить за все беды.

Таким вот образом то самое заложенное Б-гом в человека чувство справедливости может привести к погромам и кровопролитным войнам. В которых все средства хороши, вплоть до убийства мирных жителей, женщин и детей — а за то, что они нас! Не мы это начали, мы вообще за все хорошее, но вот они!..

Бывает также, что человеку не удается вписаться в общество, что он отчужден от всех вокруг и чувствует всеобщее презрение — реальное или воображаемое — и у него появляется желание отомстить «всем вам». И берет он ружье, и начинает стрелять по всем вокруг без разбора, потому что «все они» виноваты в том, что он такой несчастный; каждый из них — представитель «чужих», того общества, которое, как ему кажется, так к нему несправедливо. Вот вам! Поняли?! В последние годы по Америке прокатилась целая волна таких вспышек агрессии, да и в России тоже немного было.

Таким образом, одно лишь сотворение человека по образу и подобию Б-га, хотя и помогает ему стремиться к добру, еще не гарантирует, что результат будет действительно добром. Человеку надо быть очень осторожным при определении, что такое действительно хорошо, а что такое плохо. Используя свободу выбора, направлять свою энергию и жажду борьбы в благое русло. Бороться прежде всего со злом в себе, себя подавлять и укрощать, следовать голосу своей совести. Скептически относиться ко всем историям, которые ему рассказывают о разных «злодеях» и «врагах». А столкновения и недопонимания с людьми и в целом трудности и несправедливости жизни воспринимать не как чей-то «заговор» и происки, а как испытания от Б-га, которые нужно тихо выдержать и использовать в качестве «тренажера» для накачки духовных «мускулов» (терпения, скромности и т. п.), обретения жизненного опыта и мудрости.

Конечно, легко сказать, но по крайней мере таков идеал, к которому надо стремиться. И тогда у нас будет шанс действительно уподобиться Б-гу.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Готовность прислушиваться к окружающим и исправлять свои недостатки — одна из главных тем самосовершенствования человека в иудаизме. С другой стороны, критиковать тоже нужно уметь. Читать дальше