Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

У кого мудрость: у людей преклонных лет или у молодых?

Темы: Мудрец, Танах, Мальбим, Комментарий, Рав Нахум Шатхин

Отложить Отложено

Шалом, уважаемый Рав! Помогите, пожалуйста, разобраться в следующем вопросе. В книге Йова написано: «У старцев мудрость, и у долголетних разум» (Йов 12:12). Но в той же книге написано: «Не великие (возрастом) мудры, и (не) старики разумеют истину» (Йов 32:9), правда, эти слова уже говорит не Йов и не его друзья, но молодой человек Элиу, которого не удовлетворили ни слова трёх друзей Йова, ни слова самого Йова. И ещё есть одна еврейская пословица: «Седина — признак старости, а не мудрости».

В обществе принято считать, что старые люди мудрее, чем те, кто помоложе. И в то же время говорят же: «Старый — что малый». Так как же всё это совместить, уважаемый Рав? И как прийти к какому-то конкретному выводу? У кого же мудрость: у людей преклонных лет или у людей молодых, если рассматривать эту ситуацию как в контексте книги Йова, так и вообще, по жизни? Ситуация с Йовом, когда оказался более прав молодой человек Элиу (и, видимо, он и оказался самым мудрым!), а не Йов и его три друга, — это исключение из правила или может так быть в жизни? С уважением, Святослав

Отвечает рав Нахум Шатхин

Здравствуйте, уважаемый Святослав!

У кого мудрость: у людей преклонных лет или у молодых?

В своем вопросе Вы предположили, что могут быть разные значения у слова «закен» (זקן) — «старейшина», «старец». И это действительно так. Иногда этим словом называют человека в преклонном возрасте. В других случаях этим словом называют человека, обладающего мудростью, или лидера народа. Как говорят наши мудрецы: «Старец — это тот, кто приобрел мудрость». А как определить, в каком значении используется это слово в том или ином контексте?

Мальбим поясняет: когда это слово пишется с определенным артиклем ה — («То пусть возьмет отец отроковицы и мать ее и вынесут… к старейшинам города — אל הזקנים — к вратам»), а также когда оно употреблено в сцепке с другим словом («То да пошлют старейшины города — זִקְנֵי עִירוֹ»; Дварим 19:12); («Пойди, собери старейшин Израиля — זִקְנֵי יִשְׂרָאֵל…»; Шмот 3:16), то речь идет о человеке мудром. И не обязательно престарелом.

В других же случаях это слово несет информацию о возрасте человека, как в следующем примере: «…есть у нас отец престарелый — אָב זָקֵן» (Берешит 44:20). И пусть здесь речь идет о Яакове, избранном среди праотцов, все же в данном случае сыновья не имели в виду ничего, кроме возраста.

А вот пример, где старец вообще зовется глупцом. Так царь Шломо называет йецер а-ра: «Лучше отрок бедный, но умный, чем царь престарелый, да глупый — זָקֵן וּכְסִיל…» (Коэлет 4:13).

Синонимы же слова «закен» обозначают людей «разной степени старости». Закен, сав, яшиш. Радак объясняет (Ийов 15:10), что яшиш старше, чем сав и закен. А сав, соответственно, старше чем закен.

Пути приобретения знаний и мудрости

Элиу, самый молодой из всех участников дискуссии, долго оставался в тени. Но возможно, что он уже давно знал своих друзей и понимал, что находится на более высоком уровне, чем они. Поэтому он дал возможность всем высказаться, как это принято в Санхедрине. Рамбам «Ильхот Санхедрин» (11:6) пишет, что в Санхедрине самому мудрому давали слово в конце обсуждения. Это делалось для того, чтобы его мнение не оказало раньше времени влияния на менее знающих судей.

Мальбим поясняет, в чем была правота слов Элиу. Он утверждал, что, пусть и считается, что мудрость приобретается с возрастом и опытом, не каждому удается стать настоящим мудрецом. Он утверждал, что есть люди, от рождения наделенные особым духом или способностями, и им удается стать единственным в своем роде. (Современные комментаторы иллюстрируют это на примере таких ученых, как Эйнштейн или Фрейд. Специалисты сходятся во мнении, что достичь такого уровня с помощью только учебы и волевого усилия, невозможно. Таким нужно просто родиться). Однако этот принцип совершенно неверен, когда речь идет о приобретении мудрости Торы. Наши мудрецы говорят, что каждый еврей, даже не наделенный особыми способностями, может достичь величайших вершин в познании Торы. Результат может зависеть от множества причин, но главным образом — это подарок от Всевышнего, который посылается за старание и усердие при изучении Торы.

Что же касается возраста, в котором приобретается знание и мудрость, то здесь все относительно. Конечно, большинство знатоков Торы становились общепризнанными авторитетами в преклонном возрасте. И это понятно, ведь понимание вещей не всегда зависит только от количества знаний. Часто необходим богатый жизненный опыт. А Рамбам, например, в «Ильхот Санхедрин» (2:6), среди прочих качеств, которыми должен обладать судья, приводит и наличие седых волос.

Ранний период жизни чаще служит для накопления информации. Более поздний же период проходит в ее переработке и углублении понимания. Однажды я присутствовал на уроке широко известного сегодня рава Ашера Вайса. В какой-то момент он попытался вспомнить номер параграфа своей собственной книги, слова которого только что процитировал. Но так и не смог. Тогда, улыбнувшись, он сказал: «А знаете, почему я не могу указать это место в своей собственной книге? Потому что, когда мне было двадцать лет, у меня этой книги не было».

Но — все относительно. И в богатой истории еврейского народа есть немало примеров молодых, но признанных мудрецов Торы. В «Пасхальой Агаде» приводятся слова раби Элазара, сына Азарьи: «Вот я как будто бы семидесяти лет». Так сколько лет ему было — семьдесят или «как будто семьдесят»? Комментаторы объясняют: когда его назначили главой Санхедрина, ему было всего восемнадцать лет. Так уж получилось. В силу разных причин, описанных в трактате Брахот (28а), не нашлось более подходящей кандидатуры. Но раби Элазар был так молод, что чувствовал себя не на своем месте. Чтобы помочь ему, Всевышний совершил чудо: у раби Элазара выросли ряды седых волос в бороде. Теперь он внешне походил на семидесятилетнего мудреца. Поэтому и говорил раби Элазар, сын Азарьи, что он «будто бы семидесяти лет».

С уважением, Нахум Шатхин

Материалы по теме

Мальбим

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

...Однажды к нему пришла заплаканная вдова: после смерти кормильца она осталась без средств к существованию. «Знаешь ли ты какое-нибудь ремесло?» — спросил Мальбим. Когда выяснилось, что женщина умеет печь очень вкусные пирожки, которые, по её словам, можно было бы подавать на царский стол, Мальбим предложил ей войти с ним в дело. «Я дам деньги на муку и другие необходимые продукты, — обещал он, — ты будешь печь и продавать пирожки, а Всевышний пошлёт нам своё благословение»...

Шесть месяцев правления царя Давида. Книга Шмуэль 73

Рав Нахум Шатхин,
из цикла «Книга Шмуэль»

Как был сформирован еврейский календарь?

Рав Овадья Климовский

Как сложился еврейский календарь?

Евреи вышли из Египта вооруженными. Откуда оружие у вчерашних рабов?

Рав Моше Абрамович

Зачем оружие? Всевышний ведет евреев в Святую Землю — кто может противостоять?


Для того чтобы стать хорошим учителем, надо учиться 5 лет и ещё хотя бы 3 года стажа. Получается, учителям требуется 8 лет учёбы, чтобы родители могли доверить им своё чадо на несколько часов в день. А сколько учились мы, чтобы стать мамой и папой на всю жизнь? Читать дальше