Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

У кого мудрость: у людей преклонных лет или у молодых?

Темы: Мудрец, Танах, Мальбим, Комментарий, Рав Нахум Шатхин

Отложить Отложено

Шалом, уважаемый Рав! Помогите, пожалуйста, разобраться в следующем вопросе. В книге Йова написано: «У старцев мудрость, и у долголетних разум» (Йов 12:12). Но в той же книге написано: «Не великие (возрастом) мудры, и (не) старики разумеют истину» (Йов 32:9), правда, эти слова уже говорит не Йов и не его друзья, но молодой человек Элиу, которого не удовлетворили ни слова трёх друзей Йова, ни слова самого Йова. И ещё есть одна еврейская пословица: «Седина — признак старости, а не мудрости».

В обществе принято считать, что старые люди мудрее, чем те, кто помоложе. И в то же время говорят же: «Старый — что малый». Так как же всё это совместить, уважаемый Рав? И как прийти к какому-то конкретному выводу? У кого же мудрость: у людей преклонных лет или у людей молодых, если рассматривать эту ситуацию как в контексте книги Йова, так и вообще, по жизни? Ситуация с Йовом, когда оказался более прав молодой человек Элиу (и, видимо, он и оказался самым мудрым!), а не Йов и его три друга, — это исключение из правила или может так быть в жизни? С уважением, Святослав

Отвечает рав Нахум Шатхин

Здравствуйте, уважаемый Святослав!

У кого мудрость: у людей преклонных лет или у молодых?

В своем вопросе Вы предположили, что могут быть разные значения у слова «закен» (זקן) — «старейшина», «старец». И это действительно так. Иногда этим словом называют человека в преклонном возрасте. В других случаях этим словом называют человека, обладающего мудростью, или лидера народа. Как говорят наши мудрецы: «Старец — это тот, кто приобрел мудрость». А как определить, в каком значении используется это слово в том или ином контексте?

Мальбим поясняет: когда это слово пишется с определенным артиклем ה — («То пусть возьмет отец отроковицы и мать ее и вынесут… к старейшинам города — אל הזקנים — к вратам»), а также когда оно употреблено в сцепке с другим словом («То да пошлют старейшины города — זִקְנֵי עִירוֹ»; Дварим 19:12); («Пойди, собери старейшин Израиля — זִקְנֵי יִשְׂרָאֵל…»; Шмот 3:16), то речь идет о человеке мудром. И не обязательно престарелом.

В других же случаях это слово несет информацию о возрасте человека, как в следующем примере: «…есть у нас отец престарелый — אָב זָקֵן» (Берешит 44:20). И пусть здесь речь идет о Яакове, избранном среди праотцов, все же в данном случае сыновья не имели в виду ничего, кроме возраста.

А вот пример, где старец вообще зовется глупцом. Так царь Шломо называет йецер а-ра: «Лучше отрок бедный, но умный, чем царь престарелый, да глупый — זָקֵן וּכְסִיל…» (Коэлет 4:13).

Синонимы же слова «закен» обозначают людей «разной степени старости». Закен, сав, яшиш. Радак объясняет (Ийов 15:10), что яшиш старше, чем сав и закен. А сав, соответственно, старше чем закен.

Пути приобретения знаний и мудрости

Элиу, самый молодой из всех участников дискуссии, долго оставался в тени. Но возможно, что он уже давно знал своих друзей и понимал, что находится на более высоком уровне, чем они. Поэтому он дал возможность всем высказаться, как это принято в Санхедрине. Рамбам «Ильхот Санхедрин» (11:6) пишет, что в Санхедрине самому мудрому давали слово в конце обсуждения. Это делалось для того, чтобы его мнение не оказало раньше времени влияния на менее знающих судей.

Мальбим поясняет, в чем была правота слов Элиу. Он утверждал, что, пусть и считается, что мудрость приобретается с возрастом и опытом, не каждому удается стать настоящим мудрецом. Он утверждал, что есть люди, от рождения наделенные особым духом или способностями, и им удается стать единственным в своем роде. (Современные комментаторы иллюстрируют это на примере таких ученых, как Эйнштейн или Фрейд. Специалисты сходятся во мнении, что достичь такого уровня с помощью только учебы и волевого усилия, невозможно. Таким нужно просто родиться). Однако этот принцип совершенно неверен, когда речь идет о приобретении мудрости Торы. Наши мудрецы говорят, что каждый еврей, даже не наделенный особыми способностями, может достичь величайших вершин в познании Торы. Результат может зависеть от множества причин, но главным образом — это подарок от Всевышнего, который посылается за старание и усердие при изучении Торы.

Что же касается возраста, в котором приобретается знание и мудрость, то здесь все относительно. Конечно, большинство знатоков Торы становились общепризнанными авторитетами в преклонном возрасте. И это понятно, ведь понимание вещей не всегда зависит только от количества знаний. Часто необходим богатый жизненный опыт. А Рамбам, например, в «Ильхот Санхедрин» (2:6), среди прочих качеств, которыми должен обладать судья, приводит и наличие седых волос.

Ранний период жизни чаще служит для накопления информации. Более поздний же период проходит в ее переработке и углублении понимания. Однажды я присутствовал на уроке широко известного сегодня рава Ашера Вайса. В какой-то момент он попытался вспомнить номер параграфа своей собственной книги, слова которого только что процитировал. Но так и не смог. Тогда, улыбнувшись, он сказал: «А знаете, почему я не могу указать это место в своей собственной книге? Потому что, когда мне было двадцать лет, у меня этой книги не было».

Но — все относительно. И в богатой истории еврейского народа есть немало примеров молодых, но признанных мудрецов Торы. В «Пасхальой Агаде» приводятся слова раби Элазара, сына Азарьи: «Вот я как будто бы семидесяти лет». Так сколько лет ему было — семьдесят или «как будто семьдесят»? Комментаторы объясняют: когда его назначили главой Санхедрина, ему было всего восемнадцать лет. Так уж получилось. В силу разных причин, описанных в трактате Брахот (28а), не нашлось более подходящей кандидатуры. Но раби Элазар был так молод, что чувствовал себя не на своем месте. Чтобы помочь ему, Всевышний совершил чудо: у раби Элазара выросли ряды седых волос в бороде. Теперь он внешне походил на семидесятилетнего мудреца. Поэтому и говорил раби Элазар, сын Азарьи, что он «будто бы семидесяти лет».

С уважением, Нахум Шатхин

Материалы по теме

Мальбим

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

...Однажды к нему пришла заплаканная вдова: после смерти кормильца она осталась без средств к существованию. «Знаешь ли ты какое-нибудь ремесло?» — спросил Мальбим. Когда выяснилось, что женщина умеет печь очень вкусные пирожки, которые, по её словам, можно было бы подавать на царский стол, Мальбим предложил ей войти с ним в дело. «Я дам деньги на муку и другие необходимые продукты, — обещал он, — ты будешь печь и продавать пирожки, а Всевышний пошлёт нам своё благословение»...

Книга Шмуэль

Рав Нахум Шатхин

Рав, Раввин, Ребе — кто он?

Рав Ашер Кушнир

К нам в город из Израиля приезжают раввины. Поначалу к ним все относились очень уважительно, но со временем оказалось, что они отличаются только одеждой…

Евреи вышли из Египта вооруженными. Откуда оружие у вчерашних рабов?

Рав Моше Абрамович

Зачем оружие? Всевышний ведет евреев в Святую Землю — кто может противостоять?


Наш праотец Авраам дает нам хороший пример гостеприимства. Мудрецы говорят, что его шатер был открыт на четыре стороны — для каждого гостя. Мы расскажем о правилах и традициях, рекомендуемых тем, кто желает по-настоящему исполнить эту заповедь. Читать дальше