Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Чем различаются понятия «хесед», «цдака» и «хинам»?

Темы: Цдака, Милосердие, Справедливость, Доброта, Рав Менахем Эпель

Отложить Отложено

Здравствуйте, в процессе изучения Писания постоянно приходится сталкиваться с понятиями хесед (доброта, милосердие), хинам (милость) и цдака (справедливость). Не могли бы вы конкретными примерами, ситуативными моделями раскрыть смысл этих слов, чтобы понять различие между ними, если можно, с объяснением ивритских корней этих слов. Спасибо заранее.

Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте!

Спасибо за хороший вопрос. Слово «хесед», как Вы и пишете, означает «доброта», «добро», «милосердие». Есть еще значение «позор» (см. Ваикра 20:17), но в этом значении слово почти нигде не употребляется. Корень слова «цдака» — «цедек», т. е. «справедливость», «прямота». Само же слово «цдака» означает «пожертвование», «подаяние», «милосердный поступок». То есть «хесед» — это свойство характера, а «цдака» — название действия. Однако оба эти слова могут употребляться как синонимы. Как, например, в конце молитвы Авину Малкейну мы просим у Всевышнего: «…окажи нам цдака ва-хесед» — «милосердие и милость».

Интересное сочетание этих слов мы находим в книге пророка Ошеа (10:12): «Сейте для себя по справедливости (ли-цдака), жните — по милости (лефи хесед)…» Вавилонский Талмуд (Сукка 49 б) приводит толкование этого стиха, которое ясно показывает различие между этими понятиями: «Сказал раби Элазар: цдака вознаграждается только по хеседу, заключенному в ней, как сказано: “Сейте себе по справедливости (цдака), жните — по милости (хесед)…”» То есть раби Элазар толкует этот стих так: «Сейте добрые дела, пожнете — согласно милосердию, которое вы вложите в них». Отсюда видно, что, как было сказано выше, цдака — это само доброе дело, а хесед — намерение, которое стоит за ним и связано с соответствующим свойством характера.

Я видел и такое объяснение этого отрывка из Талмуда. У цдаки есть два аспекта. Один — это собственно заповедь Торы, как тфилин, цицит и т. п. И второй — забота об окружающих, проявление сочувствия к ближнему. За выполнение заповеди человека ожидает награда в будущем мире, а за чисто человеческую помощь ближнему, за «строительство общества на правильных ценностях» мы получаем награду уже в этом мире. В качестве примера: дать голодному хлеб и воду — это цдака, в которой есть немного хеседа. Накормить сытого царскими яствами — это хесед, но не цдака. Накормить голодного вкусной и здоровой пищей — это цдака и хесед. (Понятно, что все это верно, только если поступки были продиктованы достойными намерениями).

А вот продолжение талмудического обсуждения: «Учили мудрецы: в трех областях проявление милости (гмилут хасадим) сильнее пожертвования (цдака). Цдака осуществляется только имуществом, гмилут хасадим — как телом, так и имуществом. Цдака — бедным, гмилут хасадим — как бедным, так и богатым. Цдака — живым, гмилут хасадим — как живым, так и умершим». Эти слова помогают нам лучше понять различие между цдакой и хеседом. Хесед — проявление доброты дающего, проявление его «образа Б-жьего». А цдака — то, что необходимо нуждающемуся, эта заповедь помогает обеспечить бедняку все недостающее.

Слово «хинам» имеет два значения — «бесплатно» и «напрасно». Интересно, что в русском языке есть этому точный эквивалент — слово «даром». Талмуд приводит пословицу, которая основана на двузначности этого слова, и у нее тоже есть русское соответствие: «Кто лечится даром, тот даром лечится». В книге А-Ктав вэ-а-Кабала («Написание и Традиция») сообщается, что слово «хинам» образовано от слова «хэн» — «симпатия», «благоволение». То есть, когда один человек делает или дает что-либо другому безвозмездно — хинам, — это значит, что тот ему симпатичен, или, как говорят на святом языке, тот нашел благоволение — хэн — в глазах дающего.

С уважением, Менахем Эпель

Материалы по теме

Рав Менахем Эпель

Неизвестный автор

Родился в 1972 г в украинском городе Новоград-Волынский, в еврейском мире более известном как Звиль. В 1994 оду приехал в Израиль. Учился на программиста в Хайфском Технионе. По окончании Техниона служил в израильской армии. Параллельно с воинской службой по вечерам учил Тору в  ешиве  для  баалей тшува  «Нетивот Олам» (г. Бней-Брак). После армии пошел в ешиву на целый день. Также учился в ешиве «Толдот Йешурун». Руководит работой вечернего колеля Толдот в Бат-Яме. Кроме того, часто дает уроки в разных общинах и колелях Израиля.

Что есть милосердие в свете Торы?

Рав Овадья Климовский

Кто будет жесток к милосердным?

Наши души — осколки души Адама. Рождая детей, мы продолжаем дробить единую душу?

Рав Менахем Эпель

Зачем тогда иметь много детей?

Пути праведников. Милосердие

Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»

Человек должен стараться во всем, где может, вести себя согласно этому качеству.


Они являются наиболее уважаемыми личностями еврейской истории, «столпами» как еврейского мировоззрения, так и других «авраамических» религий. Читать дальше