Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
«Склонность давать милостыню — признак принадлежности к потомству отца нашего, Авраама, как сказано: «…ибо знаю Я, что он заповедает своим сыновьям (…) давать милостыню».»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни

Прошу мне помочь в вопросе о Сатане. Он — внутри нас? Или это отдельная сила?

9 ноября, темы: Злое начало, Йецер аРа, Иов, Сатан, Рав Эльяким Залкинд

Отложить Отложено

Добрый день. Уважаемые раввины, я очень прошу мне помочь в вопросе о Сатане. Изучаю книгу Ийова. Не могу найти однозначного ответа: он все-таки есть или это в нас йецер-а ра (стремление к злу)? Он есть? С ним можно говорить Творцу? Он — дух отдельный, с руками и ногами, и он может спорить с Творцом? Творец может сказать ему покалечить меня, и он придет и покалечит, заберет моих детей? Или все-таки это дурное начало в нас? А эту силу я понимаю как отдельную субстанцию, как то, что можно встретить в темноте. Пожалуйста, мне очень важен этот ответ. Вся литература, что есть на сайте, мной прочитана, и она не дает конкретного ответа. Л.

Отвечает рав Эльяким Залкинд

Уважаемая Л.,

Наши мудрецы сказали: «Он — Сатан, он же — йецер а-ра, он же Ангел Смерти». Да, это отдельная сила, творение, назначенное отвечать за приведение в мир любого ущерба, утраты, зла, не дай Б-г (как пишет Мальбим в комментарии к книге Ийова, в начале). Но, конечно, эта сила тоже создана Творцом, подчинена только Его воле и находится под Его контролем — не может перейти установленных ей границ. Порядок же его «работы» такой: спускается в мир искушать (и тогда называется йецер а-ра) — изнутри человека или с помощью внешних событий, потом поднимается, предстаёт перед судом Всевышнего и обвиняет искушённого им же (слово «Сатан» — однокоренное слову «ситна» — «обвинение»). Затем, если нарушителю полагается наказание, — спускается и делает свою «работу» — наказывает его, принося ему вред (в предельном случае — Ангел Смерти).

Таким образом, здесь нет противоречия: он — и злое начало в человеке (не любое, а наиболее «ядовитое»; Виленский Гаон сказал, что существует два проявления йецер а-ра и намёк на них — в Мегилат Эстер: Ахашверош — материальность, стремление к выгоде, удовольствиям, и Аман — это то самое «ядовитое», настоящее зло, не дай Б-г), и — отдельная вредоносная сила.

Но этот йецер а-ра, встроенный в человека или посылаемый во внешних событиях, существует, как и всё в творении Всевышнего, чтобы выполнять полезную функцию — испытывать человека, чтобы тот научился отличать добро от зла, истину от лжи, победил искушение и «прилепился» к доброму и святому. Если же человек не выстоит в каких-то испытаниях — через ту же силу умножатся утраты и ущерб. Это очистит человека и поможет ему устоять в следующий раз. И понятно, что речь идет не о духе с руками и ногами, но о чем-то более абстрактном и духовном.

Однако, очевидно, что НЕ НУЖНО БОЯТЬСЯ. Ведь все силы и творения — в руках Одного Всевышнего. А Он Сам и через Своих посланников охраняет тех, кто стремится исполнять Его Волю, идет за Ним всем сердцем в заповедях, в молитве и др. И только если человек обратится к злу и откроет «дверь» своей души и дел, речей и мыслей нечистоте и злу, тогда он может оказаться в опасной близости к этой силе, не дай Б-г. Но совет здесь — не думать о зле и плохом, а положиться в делах и мыслях на волю Всевышнего, уповать на Него, трепетать перед Ним и любить Его. Ведь Он, Благословенный, — наш Удел, а мы — Его желанные и любимые создания. Призванные служить Ему, приближаться к Нему, радоваться знакам Его близости и милости и благодарить за них.

С уважением, Эльяким Залкинд


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

Материалы по теме