Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

В чём особая святость дней месяца Тишрей?

24 октября, темы: Суккот, Йом Кипур, Храм, Еврейский закон, Еврейская молитва, Жертвоприношение, Рав Зеев Гершензон

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемые раввины. Пытался самостоятельно разобраться, почему в дни между Йом-Кипуром и Суккотом, а также уже после праздника Суккот в нашей общине не читают «Таханун». Но, к сожалению, так и не нашёл внятной причины. Может быть, подскажете? N.

Отвечает рав Зеев Гершензон

Шалом, уважаемый N.

Прежде всего, следует напомнить, что Таханун (тут можно найти эту молитву в переводе на русский язык) — это та часть утренней и дневной молитв, которая напоминает нам о суде Всевышнего, о наших грехах и о том, что следует раскаяться. В ней мы просим Всевышнего смягчить Его суд над нами, молим о прощении и пощаде.

Надо особо отметить, что обычаи, в какие именно дни месяца Тишрей не говорят Таханун, могут быть различными в разных местах.

Распространенный обычай — тот, о котором Вы упоминаете, он же упоминается в галахических респонсах (см. книгу Ишей Исраэль 25:17): не читать Таханун после Йом-Кипура и до конца месяца Тишрей.

Среди галахических авторитетов упоминаются следующие причины:

1. Этот месяц начинается «испытаниями» («Десять дней раскаяния», посты…), поэтому следует ему закончиться радостью (см. комментарий Шаарэй Тшува от имени Сэдэр а-ЙомМишна Брура 131:7).

2. Подобно месяцу Нисан — бОльшую часть дней этого месяца мы не произносим Таханун, т.к. эти дни обладают особой святостью. Поэтому не произносят Таханун и в остальные дни месяца.

Тут надо обратить внимание на следующее: если посчитать все общеизвестные праздничные дни (обладающие особой святостью) в месяце Тишрей, когда мы не произносим Таханун, то выйдет не более 12 дней (Рош а-Шана и Йом-Кипур, Суккот и Симхат-Тора, Шмини Ацерет…). Откуда же берется «бОльшая часть дней месяца, когда мы не произносим Таханун»? Комментаторы поясняют: речь идет о том, что Шмини Ацерет отдельный праздник («рэгель»), подобный Шавуоту: когда он заканчивался, во времена Храма еще неделю можно было приносить праздничные жертвы, которые люди не успели принести в сам праздник (см. прим. 65 в Ишей Исраэль 25:18). В таком случае эти дни подобны неделе после Шавуота, это «дни, в которые не произносят Таханун».

Но тогда возникает встречный вопрос: если мы таким образом уподобляем месяц Тишрей месяцу Нисан — то почему в дни между Рош а-Шана и Йом-Кипуром (первые десять дней Тишрея) Таханун все-таки произносят? Ответ: так как это — особые дни раскаяния, прощения и искупления, в эти дни в любом случае необходимо произносить эту часть молитвы (см. в книге Каф а-Хаим, гл. 198).

Очевидно, оба эти месяца — и Нисан, и Тишрей — обладают особой силой и святостью, которую они приносят в наш мир (см. также Когда Всевышний сотворил мир — в месяце Нисан или Тишрей?).

В некоторых общинах не произносят Таханун только в четыре дня между днём Йом-Кипур и Суккотом (в сам праздник Суккот — само собой разумеется, ведь праздник — это один из общепринятых дней, когда не говорят Таханун). Об этом обычае говорит Шульхан Арух (Орах Хаим 131:7): «Не принято произносить Таханун… в дни между Йом-Кипуром и Суккотом».

Я нашёл упоминания о нескольких причинах этого обычая:

1. Слышал от моего учителя Рава Хагая Прешла: «Таханун — это молитва о смягчении суда над нами и прощении грехов. А дни после Йом-Кипура — это дни, в которые Небесный Суд уже завершился и весь народ очистился от грехов…» Следовательно, в эти дни нет необходимости читать Таханун.

2. Это дни особой радости (после 10 дней раскаяния), которые предваряют праздник Суккот. Одна из причин радости — что в эти дни происходило освящение жертвенника в Первом Храме (построенном царем Шломо) и они были праздничными (см. в книгах Матэ Эфраим, автор рав Исраэль-Залман Маргалиот, и Сэфер а-Тодаа).

3. В эти дни, предваряющие Суккот, народ Израиля целиком занят исполнением заповедей: строительством сукки и выбором четырех видов растений — в честь Всевышнего, освящающего Израиль и праздники (см. в книге Сэфер а-Тодаа в разделе о празднике Суккот).

Тут самое место упомянуть слова рава Элиэзера Папо в его книге Пеле Йоэц (глава «Симха» — «Радость»):

«Пусть радуется народ Израиля заповедям, которые они выполняют, — радостью, к которой не примешано ничто постороннее. И тогда не будет властвовать зло (ситра ахра, буквально — “другая сторона”, противоположность святости) и гарантировано им, что пребудут в радости и остальное время и не приблизится к ним никакая беда…»

Очевидно, что дни, когда евреи соблюдают заповеди Творца самозабвенно, с великой радостью, — это святые дни, не оставляющие пространства для зла (ведь зло и беды, возникшие с грехом первого человека — властвуют лишь над тем, в чём есть реальность греха). Следовательно, те дни, когда евреи посвящают себя радости заповедей, обладают особой святостью, в них нет места для греха и для суда Всевышнего и, соответственно, для молитвы Таханун.

Желаю всем нам удостоиться выполнения заповедей Творца с настоящей радостью!

С уважением, Зеев Гершензон

Материалы по теме